ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыками чтения и письма.
Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. К сожалению, даже это удается не всем детям и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием и частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
У нормально говорящих детей в процессе их развития складвается определенная система взаимосвязанных действий и опреций с элементами языка и речи, то у детей с нарушениями речевого развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют систему. Все это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений.
Слайд 2
При проведении логопедического обследования нарушения звукопроизношения были выявлены у 25% (58 чел.) первокассников. По различным данным распространенность нарушения письма среди учащихся 2-4 классов составляет от 10% до 30%, в нашей гимназии при анализе письменных работ были установленны нарушения письменной речи у 10% (32 чел.) младших школьников.
Слайд 3
При анализе письменных работ младших школьников нами были выделенны следующие группы ошибок акустической дисграфии:
1. Ошибки, предпосылками для которых является несформированность фонематического восприятия. Такие ошибки связаны с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков. Чаще всего смешиваются звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, сонорные.
2. Ошибки, характеризующиеся дефектом обозначения мягкости согласных, являются очень распространенными. Такие ошибки выражаются в ошибочном смягчении согласного звука последующими гласными, замене мягких звуков твердыми.
3. Ошибки, связанные с нарушением акустической аналитико синтетической функции. Данная группа ошибок выражается в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов. В основном пропускается безударная часть слова или согласный звук, стоящий в непосредственной близости с другим согласным.
Пропуск гласных звуков встречается не только в открытом слоге в середине слова, но и в конце слова. Данный дефект письма связан с тем, что гласный звук воспринимается как оттенок согласного. В связи с этим при недостаточно сформированном фонематическом анализе ребенку трудно вычленять гласный и согласный звуки из речевого потока.
Также при явлениях нарушений анализа звуковой структуры слова отмечаются перестановки букв и слогов, добавления букв и слогов в слове.
Слайд 4 и 5 примеры диктантов
Слайд 6
В дошкольных учреждениях занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.
Первичная профилактика
Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.
В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев.
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).
При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.
В данном направлении вели работу известные педагоги, логопеды, Р. И. Плаксина, З. В. Малёва, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова, М. Е. Хватцев, Л. Г. Милостивенко, И. А. Филатова. Опираясь на рекомендации выше названных авторов, можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии в детском саду по:
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, слога, звука (профилактика дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза).
Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, формирование пространственных представлений, восприятия, зрительного анализа и синтеза (профилактика оптической дисграфии).
Какие же методы, приёмы, задания может использовать на своих занятиях с дошкольниками логопед, воспитатель с целью профилактики акустической дисграфии?
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Часовой", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!", "Улавливай шёпот", Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других ( сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.
В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Михайлова И.И.
учитель-логопед МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород
Слайд 1
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыками чтения и письма.
Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. К сожалению, даже это удается не всем детям и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием и частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
У нормально говорящих детей в процессе их развития складвается определенная система взаимосвязанных действий и опреций с элементами языка и речи, то у детей с нарушениями речевого развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют систему. Все это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений.
Слайд 2
При проведении логопедического обследования нарушения звукопроизношения были выявлены у 25% (58 чел.) первокассников. По различным данным распространенность нарушения письма среди учащихся 2-4 классов составляет от 10% до 30%, в нашей гимназии при анализе письменных работ были установленны нарушения письменной речи у 10% (32 чел.) младших школьников.
Слайд 3
При анализе письменных работ младших школьников нами были выделенны следующие группы ошибок акустической дисграфии:
1. Ошибки, предпосылками для которых является несформированность фонематического восприятия. Такие ошибки связаны с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков. Чаще всего смешиваются звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, сонорные.
2. Ошибки, характеризующиеся дефектом обозначения мягкости согласных, являются очень распространенными. Такие ошибки выражаются в ошибочном смягчении согласного звука последующими гласными, замене мягких звуков твердыми.
3. Ошибки, связанные с нарушением акустической аналитико синтетической функции. Данная группа ошибок выражается в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов. В основном пропускается безударная часть слова или согласный звук, стоящий в непосредственной близости с другим согласным.
Пропуск гласных звуков встречается не только в открытом слоге в середине слова, но и в конце слова. Данный дефект письма связан с тем, что гласный звук воспринимается как оттенок согласного. В связи с этим при недостаточно сформированном фонематическом анализе ребенку трудно вычленять гласный и согласный звуки из речевого потока.
Также при явлениях нарушений анализа звуковой структуры слова отмечаются перестановки букв и слогов, добавления букв и слогов в слове.
Слайд 4 и 5 примеры диктантов
Слайд 6
В дошкольных учреждениях занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.
Первичная профилактика
Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.
В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев.
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).
При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.
В данном направлении вели работу известные педагоги, логопеды, Р. И. Плаксина, З. В. Малёва, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова, М. Е. Хватцев, Л. Г. Милостивенко, И. А. Филатова. Опираясь на рекомендации выше названных авторов, можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии в детском саду по:
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, слога, звука (профилактика дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза).
Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, формирование пространственных представлений, восприятия, зрительного анализа и синтеза (профилактика оптической дисграфии).
Какие же методы, приёмы, задания может использовать на своих занятиях с дошкольниками логопед, воспитатель с целью профилактики акустической дисграфии?
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Часовой", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!", "Улавливай шёпот", Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других ( сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.
В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат