Проектные задачи по математике в 1 классе как средство формирования универсальных учебных действий
Проектные задачи по математике в 1 классе как средство формирования универсальных учебных действий
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектные задачи по математике в 1 классе как средство формирования универсальных учебных действий»
Рег. №__, дата____
Министерство просвещения ПМР
ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТ
Проектные задачи по математике в 1 классе как средство формирования универсальных учебных действий
Выполнила_________
учитель начальных классов
МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №3»
Ликий Людмила Григорьевна
слушатель ДПОП ПК
«Учителей начальных классов организаций общего образования (в,I,II,б/к)»
Руководитель-рецензент
старший преподаватель
Накул Валентина Евгеньевна
Допущен к защите: «___»_____2019г.
___________
Рыбница, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретический аспект технологии решения проектных задач в педагогической науке
1.1Понятие «проектная задача в современной педагогике…………………..5
1.2 Проектная задача как прообраз «полноценного» проекта……………………………….…………………………………………..6
2. Реализация технологии решения проектная задача по математике в 1 классе
2.1 Условия для эффективной проектной деятельности с учащимися ………9
2.2 Урок математики в 1 классе в форме проектной задачи…………………..9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД (универсальных учебных действий) в начальных классах. Применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Развитие проектной деятельности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Данная технология способствует формированию исследовательских умений: обозначать проблему, пути её решения, работать с информационными источниками, развивать способность обучающихся задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, описывать результаты наблюдений. Современный урок должен рассматриваться с позиции проблемного обучения.
Цель: создание и использование системы проектных задач с целью формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе организации учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить методологические основы исследования в педагогической теории и практике.
2. Конкретизировать понятие «проектная задача».
3. Разработать конспект урока математики в 1 классе в форме проектной задачи.
Объект: проектные задачи в начальной школе.
Предмет: процесс организации учебной деятельности младших школьников для формирования универсальных учебных действий при решении проектных задач.
Планируемые результаты: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях при совместной работы в малой группе; создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.
Методы:
1.Теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; образовательных стандартов, программ, нормативной методической документации ПМР об образовании).
2.Эмпирические(наблюдение за ходом образовательного процесса).
3.Творческие (работа в сотрудничестве по составлению заданий к проектным задачам для обучающихся).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Понятие «проектная задача» в современной педагогике
С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учеником системой учебных действий с изучаемым предметным материалом.
В государственном образовательном стандарте начального общего образования система учебных действий носит название универсальные учебные действия (УУД).В связи с обозначенным новым образовательным результатом впрактику начальной школы входит проектная задача, которая ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.
По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер» [3].
Как отмечалось ранее, проектная задача — совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным».
Еще одной особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Этот «продукт» в некоторых случаях может быть в дальнейшем «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью, например, проектирование конкретного экскурсионного маршрута или составление программы праздника и др.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование учителем таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
По замыслу авторов (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.), решение проектных задач встраивается в учебный план, в рабочую программу учебного предмета, таким образом выделяется урочное время на этапе обобщения предметного материала (в конце четверти, полугодия, учебного года.
Проектная задача как прообраз «полноценного» проект
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); проводить целеполагание (ставить цель и удерживать её); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, которые необходимы для его реализации: – анализ ситуации и переформулирование ее в проблему;
– выявление дефицитов, их типов, установление приоритетов ценностей;
– оценка необходимости восполнения дефицита, формулирование принципов отбора целей;
– быстрая и точная постановка цели действия, выработка критериев постановки и достижения цели;
– поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу;
– выбор средств решения проблемы;
– решение проблемы;
– анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой;
– представление окружающим полученного результата.
В первую очередь, должна быть поставлена проблемная ситуация. Самими детьми должна быть сформулирована задача по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы было несколько путей ее преодоления. Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров или ссылок на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и, тем более, конечного результата. Результат решения задачи может быть представлен с помощью различных графических, знаковых, текстовых средств, которые выбираются учащимися самостоятельно
Решение проектной задачи принципиально требует работы в малых группах. При этом у учащихся проявляются умения планировать ход решения задачи, правильно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь друг другу.
Таким образом, проектная задача является прообразом «полноценного» проекта.
2. РЕАЛИЗАЦИЯТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ
2.1 Условия для эффективной проектной деятельности с учащимися
Для того чтобы создать условия для наиболее эффективной проектной деятельности необходимо с учащимися провести следующие этапы работы:
I. Подготовительный этап.
1. Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение цели и задач. 2. Отбор и работа с источниками информации: анализ и обобщение полученных сведений. 3. Подбор дидактического материала: картинки, стихи, загадки, рисунки детей,ребусы. 4. Подготовка практического материала для проведения урока.
II. Практический этап.
1. Формирование групп.Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Обсуждение плана работы в группах. 2. Выполнение отдельных заданий в группах. 3. Сведение отдельных выполненных заданий в один « продукт».
III. Заключительный этап.
1.Защита проекта (презентация). 2. Рефлексия, оценка результатов проекта.
2.2 Урок математики в 1 классе в форме проектной задачи
Тема урока: Числа от 1 до 10.
Предмет: математика
Класс, четверть: 1-ый, 1 четверть (октябрь)
Форма проведения: проектная задача
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «От 1 до 10»
Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Задачи:
1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;
4) учить адекватно оценивать свою деятельность.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
В течение сентября-октября первоклассники изучали нумерацию чисел от 1 до 10.
1. Образование числа путем присоединения единицы к предыдущему числу.
2. Восприятие и представление групп предметов, которые характеризуются данным числом.
3. Счет предметов и называние чисел в прямом и обратном порядке с целью запоминания количественных и порядковых отношений чисел в натуральном ряду.
4. Иллюстрация количественного значения числа.
5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.
6. Работа с разными видами информации.
Планируемый педагогический результат:
1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях.
2. Освоение навыков совместной работы в малой группе.
3. Создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.
Критерии оценки сформированности УУД:
1. Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.
2. Умение применять полученные знания для решения практической задачи.
3. Умение взаимодействовать в малой группе.
4. Презентация результатов работы.
Способ оценивания результатов работы: педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп.
Замысел проектной задачи:
Первоклассникам предлагается изготовить в подарок ребятам из детского сада пособие, которое поможет малышам узнать числа, научиться считать. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание:
1) распределить работу в группе;
2) рассмотреть предложенные материалы и отобрать те из них, которые понадобятся им для выполнения задания;
3) оформить «страничку» своего числа;
4) представить результат своей работы.
Результат, который должны получить дети:
Иллюстрированное пособие, состоящее из отдельных листов формата А4. Каждая страница – информация о числе от 1 до 10. Информация может включать: «образ» числа (печатный, красочный); иллюстрацию количественного значения числа с помощью рисунков или аппликации (например, с помощью геометрических фигур); стихи и загадки, пословицы и поговорки, в содержании которых использованы числа; рисунки, поясняющие тексты. Отдельные листы, подготовленные группами, затем объединяются в книжку. Удобнее использовать папку с файлами.
Ход урока
1. Постановка задачи (мотивационный этап).
Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.
«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. Будущие первоклассники».
- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?
Дети: предлагают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).
Учитель: Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам. Определите учебную задачу урока.
Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников.
Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группе. Каждый ученик из группы будет делать две странички нашей книжки. Повторим правила работы в группе.
Дети: повторяют правила работы в группе.
Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка числа» в нашей книжке.
Дети: предлагают разные варианты; выбирают формат страницы, обсуждают варианты оформления.
2. Решение проектной задачи.
Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.
1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранного числа) –
2) Иллюстрирование числа (рисунок, аппликация) –
3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданными числами –
4) Выбор пословиц и поговорок с заданными числами –
5) Представление работы группы –
Комментарий к заданию 1.
Первое задание – это распределение работы внутри группы. Учитель дает необходимые разъяснения по выполнению работы; поясняет, что в случае возникающих затруднений к выполнению работы может подключиться другой участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.
Комментарий к заданию 2.
Каждой группе учащихся выдается:
1) лист формата А4;
2) шаблоны цифр;
3) конверт с набором одинаковых геометрических фигур (10 шт.);
4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте числа;
5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте числа;
6) ножницы, клей.
В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит другие числа). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как происходит отбор материала.
Задание 3. Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.
Комментарий к заданию 3.
Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю.
3. Представление результатов работы. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.
Дети: представляют результат работы своей группы – «Страничку числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали.
Комментарий:
Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своей работы. Если не хватит времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.
Учитель: Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.
Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10.
Комментарий:
Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное удовлетворение всем участникам.
Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.
Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.
Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начальных классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся.
Система решения проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте. При этом, введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания – меняются объекты оценивания. В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действия и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.
отличие от традиционного образовательного процесса, где все, что делает ученик, оценивается внешним экспертом – педагогом, в проектной деятельности оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку учащихся. Таким образом, появление проектных задач в образовательном процессе меняет всю образовательную среду начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.
3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. – М., Просвещение, 2010.
4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.