Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2 классе: предполагает научиться второклассникам видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать у них навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Программа предусматривает достижение третьего, четвёртого уровня результатов в 3, 4 классе: предполагает научиться различать виды проектов, презентовать их в виде отчёта, при составлении презентации пользоваться ресурсами Интернет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальных классах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа дополнительного образования
«Проектная деятельность»
Составитель: учитель начальных классов Сафиуллина Г.К.
Авторская программа дополнительного образования «Проектная деятельность»
(1-4 класс)
Паспорт программы
Наименование программы
Программа «Проектная деятельность».
Направление – социальное.
Основание для разработки
Реализация программы на базе МБОУ «Нусинская ООШ» Арского муниципального района Республики Татарстан по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы (в рамках реализации ФГОСНОО)
Разработчик программы
Сафиуллина Гульшат Камилевна, учитель начальных классов МБОУ «Нусинская ООШ»
Цели и задачи Программы
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной исследовательской деятельности.
Достижение поставленной цели предполагается через решение задач:
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы.
Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно-значимой деятельности.
Учить ценить общественно-полезную значимость коллективной деятельности.
Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
Срок реализации
4 года
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2 классе: предполагает научиться второклассникам видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать у них навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Программа предусматривает достижение третьего, четвёртого уровня результатов в 3, 4 классе: предполагает научиться различать виды проектов, презентовать их в виде отчёта, при составлении презентации пользоваться ресурсами Интернет.
чебныхь социальные проблемы (неспублики Татарстан"
Пояснительная записка
Программа «Проектная деятельность» разработана для обучающихся 1-4 классов МБОУ «Нусинская ООШ» в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Планируемых результатов начального общего образования
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Нусинская ООШ»
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Эта педагогическая технология уже многие годы используется в начальной школе, при этом, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её.
Ценность программы заключается в том, что она программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Данная программа ориентирована на социальное направление.Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально-значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: встреча с односельчанами, детьми войны и концерт для старшего поколения, подарок своему другу, сбор игрушек для детей с ограниченными возможностями, выпуск газеты для одноклассников о профессиях своих родителей, фотовыставка о своей дружной семье, акция «Юный эколог», презентация своего села. Любое общественно-полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Её актуальностьосновывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Новизной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Главная идея программы«Проектная деятельность» – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи формирования социального образа жизни обучающихся:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы.
Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно-значимой деятельности.
Учить ценить общественно-полезную значимость коллективной деятельности.
Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
Программа «Проектная деятельность» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Нусинская ООШ».
Общая характеристика программы
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Назначение программы:учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Основные понятия: проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 2-4 человека) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Сроки реализации программы «Проектная деятельность»: 4 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (33 недели), на 34 часа во 2,3,4 классах (34 недели), предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания.
Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, в социуме.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы и приёмы обучения
Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
деятельностный,
поисковый,
эвристический,
практический,
наглядный,
самостоятельный,
метод создания игровых ситуаций,
метод проектов,
проблемное обучение,
разноуровневое обучение,
индивидуальное обучение,
обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира, индивидуальное обучение в командах.
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии:
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, к семье, обществу.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеоматериалы энциклопедии и другие материалы, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии в школьный музей, по родному селу.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной деятельности.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2,3,4 классах:
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Формы диагностики учёта результатов освоения программы: выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся:
1. Введение в курс программы
1.1
Что такое проект? Введение в курс программы.
Знания, умения и навыки, необходимые в создании проекта.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
1
Работа в парах.
Индивидуальная
Демонстрация проектов.
составлять устный рассказ;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
2. Объект исследования: Детские мультики
2.1
Что такое хобби?
Проект «Мультфильмы»
Признаки «полезного» и «вредного» мультфильма. Беседа по презентации.
1
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: анкетирование).
выделять признаки хобби;
вести беседу по вопросам;
создавать ситуацию успеха;
составлять устный рассказ;
определять по описанию тему проекта;
самостоятельно подбирать материал;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
2.2
Выбор темы проекта. Краткое содержание проекта.
Просмотр мультфильмов. Создание списков «полезных» мультфильмов».
1
Групповая и индивидуальная (в учебном кабинете)
2.3
Помощники сбора материала.
Рисунки любимых «полезных» мультфильмов.
Создание альбома.
Защита проекта.
1
Индивидуальна я и групповая (в учебном кабинете).
3. Объект исследования: Моя Родина
3.1
Повторение. Что такое хобби? Кто такой помощник?
Проект «История села Нуса» Первоначальные сведения о своей «малой родине – о селе Нуса.
Подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
1
Групповая и индивидуальная (домашнее задание)
фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»;
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей «малой родины».
3.2
Что такое проблема?
Чьё имя носит моя улица. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
1
Индивидуальная
3.3
Проблема. Решение проблемы.
Фотографирование улиц села и их достопримечательностей. Сбор фотографий. Иллюстрирование своей малой родины.
1
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: экскурсия по селу с родителями)
3.4
Гипотеза. Предположение.
Создание коллажа «Мое селов будущем»
Защита проекта.
Индивидуальна я и коллективная работа (в кабинете)
составлять устный рассказ;
уметь решать проблемы;
уметь придумывать гипотезу;
уметь выдвигать предположение;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
4. Объект исследования: Я и моё имя
4.1
Гипотеза. Игра в предположение.
Проект «Моё имя»
«Кто я?» «Где живу?» Географические названия – свидетели прошлого. Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён.
1
Групповая и индивидуальная
придумывать гипотезу;
уметь выдвигать предположение;
учатся выбирать дополнительную литературу;
составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;
4.2
Цель проекта.
Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён
1
Групповая и индивидуальная
создавать альбом;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь
4.3
Задача проекта.Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
1
Групповая и индивидуальная
на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
уметь ставить цель в жизни;
уметь выбирать цель проекта;
уметь решить задачу;
формулировать задачи своего проекта;
уметь выбирать предложения из текста для составления проекта;
уметь пользоваться словами – подсказками.
4.4
Выбор нужной информации.
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
1
Групповая и индивидуальная
4.5
Интересные люди - твои помощники.
Историческое прошлое семьи. Защита проекта.
1
Индивидуальная
работа в парах.
5. Объект исследования: История моей семьи
5.1
Продукт-проекта.
Проект «Моя семья» Профессии. Профессии моих родителей.
1
Индивидуальная
составлять план для выполнения задания (алгоритм);
работать самостоятельно и в группе;
уметь находить продукты проектов;
уметь создавать макеты продуктов проекта;
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
5.2
Виды продукта. Макет.
Мои братья и сёстры. Степени родства в семье.
1
Индивидуальная
5.3
Повторение пройденных проектных понятий.
Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье.
1
Индивидуальная
5.4
Визитка. Составление визитки к проекту.
Фото из семейного архива. Значимые события для моей семьи.
1
Индивидуальная
уметь составлять визитку к проекту;
составлять устный рассказ о своих предках;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
5.5
Визитка. Составление визитки к проекту.
Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике
1
Индивидуальная
6. Объект исследования: Я – гражданин России
6.1
Мини – сообщение.
Проект «Я б в солдаты пошёл» Получение информации о службе в рядах Российской армии. Поиск информации в библиотеке и Интернете
1
Индивидуальная
выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о службе в рядах Российской армии.
выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть
6.2
Мини – сообщение.
Подготовка к празднику 23 февраля.
Разучивание стихов, изготовление открыток для пап, мальчиков.
1
Групповая и индивидуальная
6.3
Выступление перед знакомой аудиторией.
Участие в конкурсе «Вот мы какие!». Конкурс рисунков. Защита проекта.
Групповая и индивидуальная
проблему;
интервьюировать членов своей семьи о службе в армии;
составлять устный рассказ;
кратко излагать содержание проекта;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
7. Объект исследования: Любимая мама
7.1
Игра в учёных.
Проект «Милая моя мама» Получение информации о появлении праздника «8 Марта – Международный женский день» Поиск информации в библиотеке и Интернете.
1
Индивидуальная
выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о возникновении праздника.
в игровой форме выявлять причину и следствие.
развивать умение правильно задавать вопросы.
составлять устный рассказ;
участвовать в проведении опыта;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
7.2
Игра в учёных.
Опыты с цветком. Конкурс рисунков «Портрет моей мамы»
1
Индивидуальная
7.3
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта.
Защита проекта.
1
Индивидуальная
8. Объект исследования: Домашние животные
8.1
Проект «Домашние животные»
Сбор фотографий, рисунков, составление рассказов о животных.
1
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая
(экскурсия)
выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о правильном уходе за животными;
развивать умение правильно задавать вопросы.
составлять устный и письменный рассказ;
создавать альбом;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
8.2
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Защита проекта.
1
9. Объект исследования: Человек и природа
9.1
Повторение.
Проект «Поможем природе» Просмотр презентации «Редкие и исчезающие виды растений и животных Татарстана».
1
Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам)
.выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о редких и исчезающих видах растений и животных Ямала;
развивать умение правильно задавать вопросы;
выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть проблему;
составлять устный и письменный рассказ;
создавать альбом;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
9.2
Игра в учёных. Мобильные телефоны.
Создание альбома в рисунках «Природоохранительная деятельность человека в нашем селе». Защита проекта.
1
Индивидуальная (рисунки), групповая.
10. Объект исследования: Устное народное творчество
10.1
Игра в учёных. Получение электричества с помощью волос.
Проект «Загадки»
Просмотр презентации «Жизнь и быт татар»
1
Коллективная (просмотр презентации в учебном кабинете), групповая (распределение заданий по группам)
выбирать дополнительную информацию в библиотеке и Интернете о возникновении загадок;
развивать умение сочинять свои загадки о родном крае;
выдвигать идеи (мозговой штурм), умение видеть проблему;
составлять устный и письменный рассказ;
создавать альбом;
выступать с подготовленным сообщением;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
10.2
Игра в учёных.
Создание сборника загадок. Защита проекта.
1
Индивидуальная (книжка)
11. Объект исследования: Мой класс и моя школа
11.1
Тест.Чему научился. Проект «Мой класс и моя школа» Участие в творческих конкурсах
Составление рассказа о первом учителе, о себе и о своём классе.
Фотографирование и иллюстрирование интересных дел в школе и классе.
1
ИндивидуальнаяГрупповая
составлять устный и письменный рассказ о первом учителе, о школе;
фотографировать интересные события и дела в школе;
создавать летопись;
выступать с подготовленным сообщением;
создавать выставки творческих дел;
работать над умением анализировать и делать выводы;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
11.2
Памятка для учащегося для работы над проектом.
Впечатления от работы над проектом.
Создание летописи первого года обучения. Защита проекта.
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся:
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Анкетирование учащихся. Знакомство с готовым проектом проект «путешествие по Казани».
Обмен мнениями.
1
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: прочитать материал о городе Казанив энциклопедии).
выделять признаки хобби;
вести беседу по вопросам;
создавать ситуацию успеха;
составлять устный рассказ.
Выбор темы проекта. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
Знакомство с готовым проектом проект «Снег»;
игра «Измени букву». Переменка «Ответы на замысловатые вопросы».
1
Коллективная и индивидуальная
(домашнее задание по группам: узнать, как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях)
самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;
выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;
осознанно читать научно-популярный текст;
оценивать продукт деятельности проектанта.
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Информация о необычном цветке-раффлезии. Переменка «Назови детей животных. Просмотр готового проекта «Телефон: польза и вред»
1
Коллективная и индивидуальная
(домашнее задание: придумать модель игры, включая собственную фантазию)
выступать с подготовленным сообщением о замысловатых растениях;
понимать значение слова «формулировка»;
находить нужную информацию в тексте;
отгадывать ребусы;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Выбор помощников в работе над проектом.
Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово».
Знакомство со сверстником, создавший проект «Умный дом». Творческая работа на развитие пространственной координации
1
Групповая и индивидуальная (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта)
уметь работать в команде;
уметь выбирать помощников для работы;
доказывать свою точку зрения, рассуждать;
уметь задавать вопросы своим помощникам
Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап»
Понятие «этап». Этапы работы над учебным проектом на примере образца. Самостоятельная работа. Переменка «Разгадай ребус». Занимательная страничка.
1
Коллективная и индивидуальная работа (домашнее задание: нарисовать цветок для собственного выращивания))
уметь делить работу над проектом на этапы;
уметь работать самостоятельно;
выделять главное в работе над этапами проекта.
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»
Понятие «Проблема». Задание на логику «Сколько функций у предмета». Рубрика «Переменка». Минутка знакомства. Самостоятельная работа..
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: написать сочинение на 1тему: «Лидер среди моих друзей»)
уметь видеть проблему с разных сторон;
уметь логически мыслить;
отгадывать ребусы;
уметь договариваться.
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение»
Понятия «выработка», «гипотеза», «предположение».
Рубрика «Переменка». Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «От ученика до учителя».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе)
придумывать гипотезу;
уметь выдвигатьпредположение;
уметь логически мыслить;
составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;
Цель проекта.
Понятие «Цель».
Материал выступления проектанта – сверстника.
Игра «Найди 10 отличий»
Минутка знакомства со сверстником, создавший проект «Влияние воды на человечество».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти материал об одном из хищных насекомых)
научить ставить цель
в конкретной жизненной ситуации;
уметь решить задачу;
выбирать
дополнительную информацию
уметь логически мыслить
Задача проекта.
Понятие «Задача проекта».
Игра «Найди отличия у животных»
Минутка знакомства со сверстниками, создавшими проект «Дети и компьютерные игры», «Окружающий мир в моих фотографиях»
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: начатьсоздавать собственный альбом для фотографий об окружающей природе)
научить формулировать задачи проекта;
уметь находить способы решения проблемы проекта;
создавать собственный альбом для фотографий;
оценивать результаты собственного труда.
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». Переменка «Разгадай кроссворд».
Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «Письмо как средство общения прежде и теперь»
Самостоятельная работа.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
придумать свои символы, значки, условные обозначения для пути письма к адресату)
уметь находить информацию;
уметь обобщать собранную информацию;
уметь разгадывать кроссворды;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Понятия «Интервью», «Интервьюер». Игра «Интересное интервью».
Переменка «У кого..»
Минутка знакомства со сверстником, создавшим проект «История создания памятников»
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых национальных игрушках)
уметь брать интервью у детей и взрослых;
уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми;
оформлять полученную информацию.
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор»
Работа с текстом. Переменка «Разгадай ребус».
Минутка знакомства со сверстником, написавшим рассказ «Моя мама».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: сочинить свой рассказ и оформить книжку)
составлять рассказ;
отсеивать лишние данные;
создавать готовый продукт – книжку;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».
Работа с таблицей. Переменка «Соедини линией». Минутка знакомства со сверстником, создавшим продукт проекта «Игра».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет своей игрушки)
работать самостоятельно;
уметь находить продукты проектов;
уметь создавать макеты продуктов проекта.
Играем в учёных. Это интересно.
Практическая работа. Проведение опыта.
Переменка «Отгадай геометрические задания».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: окрасить белый мелок с помощью фурацилина)
уметь применять полученные знания на практике;
уметь проводить опыт с белым мелком и пищевым красителем;
оценивать результат опыта.
Тест.
Самостоятельная работа.
Переменка «Давай-ка поквакаем!»
Творческая работа.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
нарисовать любимое животное и дать ему необычное имя)
уметь применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;
уметь проверять самостоятельную работу;
уметь логически
мыслить;
оценивать результаты собственного труда.
Отбор информации для семиминутного выступления. (мини-сообщение) Работа по плану выступления.Переменка «Расставь фрагменты в строения»Стихотворение Л.А.Барто «Увлекательная речь». Выступление сверстника.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
написать семиминутное выступление)
уметь логически
мыслить;
уметь презентовать свои достижения;
уметь составлять выступление;
оценивать результаты собственного труда и товарищей.
Творческая работа. Презентация.
Твоё знакомство с понятием «Презентация».
Этапы работы над презентацией на бумаге.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
Составить самому презентацию на бумаге к личному проекту)
уметь составлять презентацию на бумаге;
соотносить этапы творческой работы;
уметь работать самостоятельно.
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
Понятия «Презентация», «Информация».
Ответы на вопросы.
Знакомство с компьютерной презентацией сверстницы «Бобры»
Переменка «Занимательные задания»
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.)
ознакомиться с составлением компьютерной презентации;
уметь самостоятельно отвечать на вопросы;
оценивать результаты сверстника.
Первые шаги составления презентации на компьютере.
Занятия в компьютерном классе. Переменка «Занимательные шуточные задания»
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
вместе с родителями попробовать составить компьютерную презентацию)
познакомиться с программой ММР- Microsoft Power Point;
учиться первым шагам составления презентации;
уметь работать «мышью», печатать слова, изменять размер шрифта, владеть курсором.
Первые шаги составления презентации на компьютере. (Продолжение)
Занятия в компьютерном классе.
Переменка «Занимательный алфавит».
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
потренироваться на компьютере, закрепить полученные знания)
знать некоторые кнопки клавиатуры компьютера и их назначение;
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых научатся:
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: «Посмотри на мир чужими глазами». )
самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;
выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;
осознанно читать научно-популярный текст;
оценивать продукт деятельности проектанта.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
2
Коллективная и индивидуальная
(домашнее задание по группам: узнать, как С.И.Ожегов раскрывает понятия «словарь», «проект», «тема»; прочитать в энциклопедии об интересных растениях)
выделять признаки проекта;
вести беседу по вопросам;
создавать ситуацию успеха;
составлять устный рассказ.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Понятие «помощник». Переменка «Разгадай сканворд», «Вставь слово».
Знакомство со сверстником, создавший проект «Сад моей мечты». Творческая работа на развитие пространственной координации
1
Групповая работа
уметь работать в команде;
уметь выбирать помощников для работы;
доказывать свою точку зрения, рассуждать;
уметь задавать вопросы своим помощникам
Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
2
Групповая работа (домашнее задание: согласовать с помощниками выбранную тему для проекта)
самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;
уметь работать в команде;
уметь выбирать помощников для работы;
доказывать свою точку зрения, рассуждать;
уметь задавать вопросы своим помощникам
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: выучить стихотворение о гипотезе)
уметь обосновывать выбранную тему;
придумывать гипотезу;
уметь выдвигатьпредположение;
уметь логически мыслить;
составлять устный рассказ, отвечать на вопросы;
самостоятельно находить тему исследовательской работы
Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
придумать свои символы, значки, условные обозначения для игры)
уметь планировать свою работу;
уметь видеть проблему с разных сторон;
уметь логически мыслить;
отгадывать ребусы;
уметь договариваться.
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
3
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: создать макет любимой книжки)
работать самостоятельно;
уметь находить методы и предмет исследования;
уметь создавать предмет исследования в своём проекте.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: взять интервью у членов своей семьи о любимых сказках)
уметь анкетировать;
уметь выполнять социальный опрос;
уметь брать интервью у детей и взрослых;
уметь сотрудничать со сверстниками, взрослыми;
оформлять полученную информацию.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог»
уметь работать с каталогами;
составлять список литературы;
отсеивать лишние данные;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации. Источники информации. Работа с каталогами.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: найти определения по словарю понятиям «Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог»
уметь работать с каталогами;
составлять список литературы;
отсеивать лишние данные;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
3
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить аннотацию прочитанной книги)
записывать литературу, используемую в проекте;
самостоятельно находить информацию в словарях и справочниках;
выделять в шутливо-жизненных текстах существенное по отношению к предстоящей задаче;
осознанно читать научно-популярный текст;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Исследование объектов. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить анкету по теме «Моё отношение к здоровому образу жизни»
уметь составлять анкету;
уметь составлять опросные листы;
применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;
уметь проверять самостоятельную работу;
уметь логически
мыслить;
оценивать результаты собственного труда.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить рассказ по готовой концовке)
уметь выделять главное и второстепенное;
применять изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы;
уметь проверять самостоятельную работу;
уметь логически
мыслить;
оценивать результаты собственного труда
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия»)
уметь логически
мыслить;
уметь презентовать свои достижения;
уметь составлять выступление;
оценивать результаты собственного труда и товарищей.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: составить презентацию «найди отличия»)
уметь логически
мыслить;
уметь презентовать свои достижения;
уметь составлять выступление;
оценивать результаты собственного труда и товарищей.
Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. Обработка информации.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: подготовить пятиминутное сообщение)
составлять план работы;
уметь обрабатывать полученную информацию в ходе исследования;
уметь логически
мыслить;
оценивать результаты собственного труда
Оформление работы. Оформление информации. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Выводы и оформление «Заключения». Выполнение рисунков, поделок и т.п.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
Составить самому презентацию на бумаге к личному проекту)
уметь составлять презентацию на бумаге;
соотносить этапы творческой работы;
уметь работать самостоятельно.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Работа с компьютером. Презентация.
2
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание:
вместе с родителями по возможности найти в Интернете детскую компьютерную презентацию.)
ознакомиться с составлением компьютерной презентации;
уметь самостоятельно отвечать на вопросы;
оценивать результаты сверстника.
Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание: прочитать интересный факт в научно-популярном журнале)
развивать умение отстаивать свою точку зрения
составлять устный рассказ;
развивать умение правильно задавать вопросы;
уметь представлять перед публикой результат своей работы;
выдвигать идеи (мозговой штурм);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.
1
Индивидуальная и коллективная работа (домашнее задание на лето: поработать над проектом «Народные жилища»)