Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов.Одна из главных задач современной начальной школы для создания необходимых условий личностного развития учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.»
Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности.
Прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся младших классов, однако начинать вовлекать их в проектную деятельность нужно обязательно. Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для учителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача учителя - быть готовым к содействию ребёнку, если он обратится к вам за помощью
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате этой работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проект
Современная классификация учебных проектов
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
• краткосрочные — на 4-6 уроков;
• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1. Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2. Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4. Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками.
Реализация проекта на практике
За время работы было организовано и проведено мною ряд проектов
Исследовательский проект из цикла проектов « Секреты бабушкиного сундучка», «Куклы – обереги».На этапе выполнения этого проекта ,познакомились с народной куклой, с их историй и значением, а так же сами научились их делать, для особенных случаев.
Проект «Дерево счастливой семьи». Фантазировать нужно было вместе с ребенком. При реализации этого проекта произошло самое настоящее чудо! Все долго вынашивали свои замыслы. Работа началась на уроке окружающего мира, затем вышла за рамки одного школьного предмета и перешла во внеурочную деятельность.Сколько творчества, фантазии проявила каждая семья! Раскрывался внутренний мир каждой семьи. Этот проект помог осмыслить понятия «Я и моя семья».
Среди проектов, вызвавших у учащихся большой познавательный интерес, можно назвать групповой конструкторский проект «Снежный городок». Долго работали над оформлением – моделировали фигуры, придумывали украшения.
Это был очень хороший результат. После защиты работа над проектом не закончилась. Возникали новые вопросы и идеи.
Групповой познавательный проект «Народы, населяющие Урал» помог ребятам самостоятельно организовывать рабочие группы, распределять обязанности.Освоили технику создания «Лепбука».
После осуществления этих проектов стало понятно, куда идти дальше.
Заключение
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.
. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.