Просмотр содержимого документа
«Проект «Экологическое воспитание младших школьников»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» городского округа
город Урюпинск Волгоградской области
(МАОУ «СШ №4»)
Проект «Экологическое воспитание младших школьников»
Выполнили:
Команда «Юные экологи»
Руководитель:
Хибакина Марина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ «СШ №4» г.Урюпинск
Волгоградской области
г.Урюпинск 2025г.
Содержание
Введение (Актуальность)…………………………………………….3
Цели и задачи проекта ……………………………………………...3-4
Методы реализации проекта………………………………………….4
Этапы реализации проекта……………………………………………4
Подготовительный этап …………………...………………………….4
Практический этап ………………………………………………….4-6
Выводы (заключение)………………………………………………….7
Список литературы ……………………………………………………7
Приложение …………………………………………………………8-12
Актуальность.
Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной. Особую роль в сложившейся ситуации играет школа.
Она призвана давать экологическиезнания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистомвсех природоохранных мероприятий. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда вместе и везде.
Младший школьный возраст – это наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания с ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Задачи проекта:
1. Формирование экологического мышления;
2. Формирование творческой инициативы в решении экологических задач и проблем;
3. Организация и проведение природоохранных и просветительских мероприятий.
Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 классов.
Период реализации проекта: сентябрь 2022г. – март 2025года.
Методы реализации проекта:
1.Изучение специальной литературы,
2.Организация и проведение экологических мероприятий (олимпиады,
эко-уроки, акции, конкурсы)
3.Распространение опыта в СМИ.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; 2 этап – практический;
Подготовительный этап проектной работы
Изучение специальной литературы, изучение опыта в СМИ, организация школьников, педагогов.
Практический этап проектной работы
Работа в данном направлении проводилась на протяжении 2 лет, активно изучалась практика других регионов по реализации экологического образования, накоплен положительный опыт.
В ходе данного проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Педагогом пройдены курсы повышения квалификации в ООО «Высшая школа делового администрирования». (Приложение 1)
Руководитель проекта, Хибакина Марина Николаевна, окончила повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста в условиях реализации требований ФГОС НОО» в объеме 72 часа.
2. В школе ведется кружок экологической направленности «Юные экологи»
Программа курса «Юные экологи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Наш мир в вопросах и заданиях» адаптированное к условиям школьного объединения, а также программу А.А.Плешакова «Экология для младших школьников».
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Цель: способствоватьформированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3. Активное участие в мероприятиях экологической направленности:«День птиц», Всероссийский фестиваль «Эколята – молодые защитники природы», Ежегодная Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы», Межрегиональная олимпиада по естествознанию «Через тернии к звездам», Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы».
(Приложение 2)
В рамках работы кружка, обучающиеся принимают активное участие в различных мероприятиях экологической направленности. В декабре 2024 года проведено внеклассное мероприятие «День птиц», где обучающиеся познакомились в пернатыми Волгоградской области. Данное мероприятие проходило в рамках Юннатской встречи, при поддержке Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» по городскому округу г.Урюпинск.
4.Сотрудничество с природоохранными парками Волгоградской области.
- ГБУ ВО Природный парк «Цимлянские пески» (https://park.volgograd.ru/06/about/)
- Природный парк «Нижнехоперский» (https://vk.com/club174165260)
- ГБУ ВО «Природный парк «Щербаковский» ( https://vk.com/scherbak_park)
- Природный парк «Донской» (https://vk.com/ppdonskoy)
Активно ведется работа с природными парками Волгоградской области. Учащиеся принимают участие в мероприятиях, организованных природными парками. Принимая участие в конкурсах, организованных природными парками, дети научились сотрудничать, организовывать работу и делиться своим опытом за пределами школы, города.
5. Участие в конкурсах различного уровня.
1) Международный конкурс по экологии «Экология России»
2) Международный творческий конкурс «Зеленая планета»
3) Всероссийский детский творческий конкурс «Спасем планету вместе!»
4) Всероссийский конкурс «Юный натуралист»
5) Областное мероприятие «День птиц- 2024», конкурс игрушек «Пернатые друзья»
6) Межрайонный конкурс «Покормите птиц»
7) Областной конкурс социально-значимых проектов, акций и мероприятий эколого-биологической направленности «Юный эколог»
(Приложение 3)
6. Ежегодное участие в экологических акциях:«Живи, лес!», «Покормите птиц зимой», «Берегите ёлки!». (Приложение 4).
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Учащиеся могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
Акция «Живи, лес!» организована Урюпинским лесничеством. Акцияпозволила систематизировать и активизировать знания и умения по экологическому направлению. Учащиеся узнали много интересного о значении леса, о природе родного края, познакомились с правилами поведения в природе.
«Ёлочка – живи!» - акция направлена против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Наряду с наблюдениями, беседами, учащиеся рисуют плакаты, листовки, проводят праздники вокруг живых ёлок на участке.
Для проведения акции «Покормите птиц зимой» был выбран январь и февраль. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, а холода и снегопады не торопятся отступать, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым друзьям должны прийти люди. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. В ходе проведения акций дети поняли, что они делают хорошее дело - помогают выжить птицам в самое трудное время года.
Выводы
Главная цель проекта состояла в том, чтобы воспитать у каждого учащегося чувство бережного отношения к природе, расширить его знания и навыки в деле сохранения ее ресурсов и практического решения имеющихся проблем экологии. Природоохранные мероприятия, проведенные в школе, способствовали повышению знаний о природе, разностороннему развитию личности, глубокому познанию своего края, воспитанию любви к родной природе, повышение уровня экологической культуры. Участие обучающихся в экологических конкурсах разного уровня способствует развитию творческих способностей, повышению положительной динамики познавательной активности.
Список литературы
1 .Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6.
2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Феникс, 1996.
4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе: Н.Ш. – 2000 № 6 .
3. Лымарева Н.А.«Проектная деятельность учащихся». Волгоград, «Учитель», 2007.
6. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Издательский центр «Академия», 2002.
Приложение 1
«День птиц»
П риложение 2
Ежегодная Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы»
Межрегиональная олимпиада по естествознанию «Через тернии к звездам»
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы».
Приложение 3
1) Международный конкурс по экологии «Экология России»
2) Международный творческий конкурс «Зеленая планета»
3 ) Всероссийский детский творческий конкурс «Спасем планету вместе!»
4) Всероссийский конкурс «Юный натуралист»
5) Областное мероприятие «День птиц- 2024», конкурс игрушек «Пернатые друзья»
6) Межрайонный конкурс «Покормите птиц»
7) Областной конкурс социально-значимых проектов, акций и мероприятий эколого-биологической направленности «Юный эколог»