Просмотр содержимого документа
«Продуктивное чтение в начальной школе»
Продуктивное чтение на уроках литературного чтения
в начальной школе
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»).
Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется, захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, истории и даже иностранном языке.
Цель технологии:формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения – (приём АНТИЦИПАЦИЯ - предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.)
Виды антиципации: прогнозирование содержания текста:
По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
Прогнозирование по иллюстрации.
Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
Прогнозирование по ключевым словам.
Прогнозирование по выборочному чтению.
Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
Прогнозирование по первым строчкам абзацев. (Методика английского педагога Хамблина)
По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом.
II этап. Работа с текстом во время чтения - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
Ищем скрытые вопросы
Задаём их автору
Сами прогнозируем ответы
Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
Включать воображение
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
Что сейчас случится?
Почему именно так…?
Для чего…?
Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).
Во время чтения можно применять приемы прерывания чтения обучающихся:
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
«включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?..», «Представили?..»;
формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».
Памятка Во время чтения
Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков подсказок:
В – найди, задай вопрос автору текста;
О – спрогнозируй ответ;
П – проверь себя по тексту.
III этап. Работа с текстом после чтения рефлексивное чтение
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, В.П.Астафьева помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г.Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
учебные задачи (например, если учитель ставит целью развитие устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Виды упражнений, применяемые после чтения:
Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
Выразите своё отношение к прочитанному.
Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.
Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
Достоинства технологии продуктивного чтения:
применима самостоятельно вне урока
возрастосообразна и доступна
ориентирована на развитие личности читателя
развивает умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания на уровне смысла
Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует продуктивное чтение:
коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
Методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных со сферой осмысления содержания: рассказ о герое,событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту,ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Реакция на художественную формуу большинства детей-читателей,как правило, отсутствует. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, авторская сказка – народная сказка).
В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
предметные результаты: знание писателей и их произведений, способность понимать текст, умение самостоятельно выбирать книги, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов; б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности); г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старших классах.