kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение в экологическом образовании школьников. Статья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности  учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в экологическом образовании школьников. Статья.»

Проблемное обучение в экологическом образовании школьников.

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Проблемное обучение является непреложным фундаментом экологического образования и воспитания младшего школьника. Если говорить о роли проблемного обучения, то при правильной организации этого обучения оно способствует :

- развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задумываться, искать вывод из проблемной ситуации, ситуации затруднения);

- самостоятельности ( самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

- развитию творческого мышления ( самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного решения).

Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск и выход из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

Выделено четыре типа проблемной ситуации:

  • Проблемная ситуация, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях.

  • Проблемная ситуация, которая содержит противоречия между теоретическими знаниями школьников и практической невозможностью их решить.

  • Проблемная ситуация, в которой есть противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью теоретического его обоснования.

  • Проблемная ситуация, когда дети не знают способа решения поставленной задачи.

Назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся их с методами научного исследования.

На таблице представлена схема конструирования проблемного экологического обучения на уроках природоведения.

1этап - Содержательная основа

Неживая природа – живая природа.

Живая природа – живая природа.

Человек – природа.

Общество – природа.

2 этап - Система учебных проблем.

Назначение:

1.Усложнение содержания.

2.Повышение уровня обобщения.

3.Увеличение объема знаний.

4.Формирование умений и навыков.

3 этап - Проблемная ситуация

(4 типа)

Дидактические средства:

1.Проблемный вопрос.

  1. Проблемное задание.

  2. Проблемная задача.

Методы:

1.Проблемное изложение.

2.Частично-поисковый.

3.Исследовательский.

4.Поисковый



На 1-м этапе конструирования проблемных ситуаций предполагается выбор области экологических взаимосвязей, наиболее подходящей для создания проблемной ситуации по конкретной теме. Наиболее удачными для экологического образования являются содержательные линии, раскрывающие взаимосвязи между организмом и факторами среды, между популяцией и средой, экологической системой и средой обитания, человеком и средой обитания.

На 2-м этапе осуществляется выбор учебных познавательных проблем, которые подбираются в соответствие с целями использования проблемного обучения на уроке, а именно для:

  1. усложнения содержания;

  2. повышения уровня обобщения;

  3. увеличения объема знаний;

  4. формирования конкретных умений и навыков.

3 этап – это разработка проблемных ситуаций, опираясь на четыре основных типа, изложенных ранее.

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном

процессе являются учебные проблемы (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание).

Например, при изучении темы «Термометр» (2 кл.) детям можно предложить следующие проблемные вопросы:

  1. В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? ( если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам, чтобы снять показания).

  2. Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? (разный рост ребят)

В теме «Живая и неживая природа» - групповое проблемное задание: «Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (заложить опыт )».

В решении проблемных ситуаций поможет следующий алгоритм.

Анализ ситуации

(определение типа проблемной ситуации)



Выбор пути решения задачи

(их может быть несколько)



Ответ



Доказательство правильности ответа

Каждая учебная программа подразумевает противоречия между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.

Для первого и второго классов наиболее приемлемым является метод проблемного изложения. Этот метод строится на основе либо проблемного вопроса, задачи и задания, чтобы научить решать учебные проблемы. В 3-4-х классах, в зависимости от уровня развития мыслительной деятельности школьников, можно отдать предпочтение более сложным методам: частично поисковому, поисковому, исследовательскому.

На мой взгляд, решение учебных проблем положительно воздействует на эмоциональную сферу ребят, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развитию индивидуальности и творческого мышления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемное обучение в экологическом образовании школьников. Статья.

Автор: Шадрина Наталья Дмитриевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 263912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Интегрированный урок "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" по технологии мастерских "
    ["seo_title"] => string(111) "intieghrirovannyi-urok-ukrasim-tierritoriiu-rodnoi-shkoly-tsvietushchimi-klumbami-po-tiekhnologhii-mastierskikh"
    ["file_id"] => string(6) "134931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416834801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства