Цель: формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов.
Дидактический материал: термометры, пронумерованные карточки с загадками.
Блок 1 «Познавай»
Ребята, в окружающем нас мире мы сталкиваемся с самыми разными предметами и явлениями, их очень много. Очень часто у вас возникают вопросы: Кто это? Что это? Почему? Отчего? Для того, чтобы находить ответы на эти и многие другие вопросы, чтобы познавать мир, чтобы хорошо учиться, мы должны уметь определять признаки предметов и явлений. Что же такое признак предмета?
Признаки предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом и в чем отличаются друг от друга.
Тема нашего урока «Явления природы». Очень многие явления природы связаны со сменой времён года и изменением температуры воздуха. Когда мы говорим «тепло», «холодно», мы имеем в виду температуру. А измеряем температуру с помощью специального прибора – термометра.
Посмотрите, у вас в учебнике на стр.30 изображено несколько термометров. Они одинаковые? Нет, разные. А чем они отличаются, какими признаками?
Маленькие – большие (Размер)
Длинные или короткие (Длина).
Толстые и тонкие (Диаметр)
Белые, красные, жёлтые и т.д. (Цвет корпуса).
Пластмассовый, стеклянный (материал)
Уличный, водный, для тела (виды)
Молодцы, вы назвали шесть признаков: размер, длина, толщина (диаметр), цвет, виды, материал, из которого изготовлен термометр. Эти признаки называются отличительными, потому что с их помощью мы различаем схожие между собой предметы.
А теперь опять посмотрим на термометры. Что общего у них можно найти? Да, прежде всего, стеклянная трубка, шкала, жидкость внутри трубки.
А какие еще есть общие признаки у всех термометров? Конечно, это их назначение, с их помощью можно измерять температуру.
Итак, мы убедились, что у предмета может быть не один, а несколько признаков, надо только внимательно его рассмотреть. Эти признаки могут быть общими и отличительными.
Я думаю, что теперь вы без труда не только сразу отгадаете загадку, но и назовете признаки предмета, которые в этой загадке названы:
За окном Ивашка-
Стеклянная рубашка.
На рубашке метки,
Не густы, не редки,
Если станет зябко
Нос прячет без остатка.
Пройдет Мороз-
Задирает Нос.
Конечно же, Ивашкой – стеклянной рубашкой автор загадки называет термометр.
А какие признаки помогли нам отгадать загадку? Во-первых, что этими «стеклянная рубашка», что означает стеклянную трубку. Во-вторых «метки» - это шкала. В-третьих «нос прячет без остатка» - столбик с жидкостью опускается, а «задирает нос» - поднимается. Вот видите, именно по этим признакам мы отгадали загадку, т.е. узнали о каком предмете идет речь.
Блок 2 «Делай»
На прошлом занятии вы узнали, что каждый предмет обладает разными признаками. Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом и в чем отличаются друг от друга. Признаки могут быть общими и отличительными. Сейчас вам предстоит на практике показать, что вы умеете выделять разные признаки у предметов.
Сейчас на экране будут появляться разные загадки об одном и том же предмете. Ваша задача не просто отгадать загадку, а назвать признаки, предмета которые в этой загадке названы и по которым вы догадались, о каком конкретно предмете идет речь
На слайде появляется сначала загадка, а затем, после всех ответов учащихся, появляются ответы, т.е. перечень признаков, использованных в загадке:
Бел, как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал
Имеет цвет мела
Падает с неба
Зимой лежит
Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.
Похож на звёздочку
Умеет кружиться в воздухе
В ладошке тает от тепла
Пушистый ковер — Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце, Серебром блестит.
Похож на пушистый ковёр
Блестит на солнце
Итак, вы верно отгадали загадку. Речь в ней идет о снеге. Какие самые важные отличительные признаки снега были «зашифрованы» в этой загадке? Он белый, пушистый, падает с неба, покрывает землю, блестит на солнце, тает от тепла. Какие признаки содержали эти загадки? Указание на форму – он похож на белое одеяло и пушистый ковёр. Указание на то, что бывает только зимой. Указание на движение - падает с неба. Вот как много признаков мы обнаружили у такого, казалось простого предмета, как снег.
Блок 3 «Размышляй»
На прошлых занятиях мы говорили о признаках предметов. Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом и в чем отличаются друг от друга. Признаки могут быть общими и отличительными. На прошлом уроке вы не просто отгадывали загадки про снег, но и называли признаки, которые были названы в загадках. Сегодня вам предстоит решить задачу посложнее.
Сегодня вам предстоит доказать, что вы умеете выделять у предметов и общие, и отличительные признаки.
- Ребята, что общего у таких понятий как «Снег», «Дождь», «Град»? (Ответы детей)
Общий признак у этих понятий – это осадки.
- Давайте найдём отличительные признаки этих понятий.
Сейчас вы разделитесь на три группы «Дождь», «Снег», «Град», я раздам конверты с полосками бумаги, на которых напечатаны загадки про разные виды осадков (Учитель раздает подборку пронумерованных загадок про разные виды осадков.)
Задание 1. Выньте из конверта полоски бумаги с загадками. Внимательно прочтите их и выберите те загадки, которые соответствуют виду осадка.
Подборка загадок
№
Загадка
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Шумит он в поле и в саду,
А вдом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Рассыпался белый горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
С неба звездой,
в ладошку – водой.
Крупно, дробно
Зачастил и всю
Землю напоил.
Вместо беленьких снежинок,
Вместо капелек-дождинок
С неба камушки летят,
По земле они стучат.
Что за ледяной парад?
Скатерть бела
Весь свет одела.
Ждали, звали
А показался –
Все прочь побежали.
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый, ледяной горох.
Давайте проверим, что у вас получилось. Загадки про снег – номера 1,4,7. Загадки про дождь – это номера 2,5,8.Загадки про град – это 3, 6, 9.
А теперь назовите признаки, общие для всех осадков. Какие это признаки?
Итак, общие признаки, это:
Способ движения: падают с неба.
Покрывают землю.
Вещество – вода.
Состояния: жидкое, твёрдое.
А теперь объясните, каковы отличительные признаки?
Какие самые важные отличительные признаки были «зашифрованы» в загадках об осадках? Во-первых, осадки меняют вид в зависимости от времени года. Во-вторых, у них разное состояние. Таким образом, отличительными признаками осадков являются:
Зависимость от времени года.
Наличие разного состояния.
Итак, мы убедились, что даже самые простые предметы имеют много самых разных признаков, поэтому важно отличать общие и отличительные признаки, без этого мы не сможем сравнивать предметы и делать правильные выводы.
Ответ для учителя
Признаки «Снега», «Дождя» и «Града»
№
Загадка
Признаки
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
1.Летает хлопьями, как стая.
2.Сверкает от солнца.
3.Похож на звезду.
4.Тает от тепла ладони.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
1.Идёт с шумом.
2.Не бывает в помещении.
3.Когда он идёт, то гулять не выходят.
Рассыпался белый горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
1.Похож на белый горох.
2.Падает на землю.
3. Касается земли с подскоком.
С неба звездой,
в ладошку – водой.
Похож на звезду.
Тает от тепла ладони.
Крупно, дробно
Зачастил и всю
Землю напоил.
1.Бывает крупным.
2.Обильно поливает землю.
Вместо беленьких снежинок,
Вместо капелек-дождинок
С неба камушки летят,
По земле они стучат.
Что за ледяной парад?
1.Похож на мелкие камни.
2.Идёт вместо дождя.
3.Стучит по земле.
4.Состоит изо льда.
Скатерть бела
Весь свет одела.
1.Похож на белую скатерть.
2.Когда он идёт, то всё вокруг становится белым.
Ждали, звали
А показался –
Все прочь побежали.
1.Когда его долго нет, его все ждут.
2.Как только он начинается, все стараются укрыться.