"Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
"Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов, применение инновационных технологий на уроках математики, русского языка, окружающего мира, чтения. Представлены здоровьесберегающие технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"»
Вовк Л. В.
учитель начальных классов
«Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В.Г. Белинский
Актуальность опыта.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Инновации — это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления — основные цели инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Это и предопределило выбор моей темы: «Инновационные методы в начальной школе»
Цель и задачи исследования.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Моя цель как учителя: 1)создать условия для воспитания нравственно-правовой, эмоционально- эстетической, интеллектуально- информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника;
2) способствовать развитию учащихся за счёт максимального раскрытия их природных способностей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий.
Основные задачи моего исследования:
- Исследовать психологическую и педагогическую природу общих умственных способностей учащихся и механизм их развития;
- Выявить, что может обеспечить нестандартную организацию современного урока;
- Проанализировать влияние инновационных технологий на стимулирование познавательной деятельности и умственных способностей учащихся;
- Исследовать влияние новейших педагогических технологий, активных и интерактивных методов обучения на способности учащихся анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;
- Развивать познавательную и эмоционально-волевую сферы личности ребёнка.
Нормативно-правовым обеспечением курса являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования.
Теоретическое обоснование проблем.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит и как усвоит. Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю?
Чем больше учитель знает о достижениях своих коллег, тем свободнее действует сам. В этом состоит методологическая функция наличия разных технологий обучения. Обмен подобным опытом является одной из задач работы методобъединения учителей начальных классов нашей школы, которое я возглавляю.
Долгие годы в системе образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы создаются новые концепции в образовании, значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к урокам. При выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе, убеждения принять новые идеи, поэтому полностью пересматривала свою методику преподавания до и после. Современные требования общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний.
Основная задача государственного стандарта Донецкой Народной Республики состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Сущность опыта.
Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Человек XXI века должен уметь: -ориентироваться на знания и использовать новые технологии; -активно стремиться расширять свой жизненный горизонт; -рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее; -быть финансово грамотным; -вести здоровый и безопасный образ жизни. В настоящее время в Донецкой Народной Республике идет становление новой системы образования. Образование должно обеспечить формирование политической культуры – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы: - к цели образования; - к средствам обучения (как учить?); - к технологиям обучения; - к содержанию образования (чему учить?); - к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?); - к требованиям подготовки учителя. Новая цель образования- это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ДНР. Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Сейчас возникла необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников. Это означает переход с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно- поисковые).
Школа, урок – продолжение жизни ребенка во всей ее полноте. Ребенок идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встреч с друзьями, для игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это ощущение детей должно быть перенесено в школу, в класс. Как же учителю заинтересовать ученика? Как превратить непростой процесс учения в увлекательное и значимое занятие?
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня – это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Я работаю в начальной школе. Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебного труда. Темой моего самообразования является «Инновационные методы в начальной школе». Стараюсь, чтобы мои уроки были яркими, занимательными и запоминающимися, чему способствуют игровые технологии обучения..
Играя на уроках математики, ученики с большим интересом считают, решают, запоминают названия чисел, различают цифры и геометрические фигуры. Устные задания вызывают у учащихся большой интерес и способствуют развитию их математического мышления. Хорошее начало урока математики организует работу учащихся в течение всего занятия. Для этого я прежде всего четко провожу организационный момент и занимательный устный счет. Во время проведения устного счета применяю различные виды игр и игровые элементы, веселые стишки, считалки, текстовые задачи со сказочными сюжетами, математические соревнования и так далее.
Например, работа со считалками – это средство достижения автоматизации вычислительных навыков учащихся, своего рода «математический тренажер» и еще способ контроля знания, навыков, причем позволяет проверить знания за считанные минуты, одновременно опросить все классы и сразу выявить ошибки вычисления. Кроме всего, работа со считалками на уроках математики повышает интерес детей к учению своей необычайностью: здесь есть игровой момент и элемент соревнования, что всегда интересно. Еще один важный момент – через две-три минуты самостоятельной работы ученик видит результат своего труда, может сам подсчитать свои ошибки.
На уроках окружающего мира стараюсь создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей детей. Работу по формированию исследовательских способностей начинаю с первого класса обучению постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей. На этом этапе обучения исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я проводила подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. С большим интересом проведена исследовательская работа по темам: Мир растений, Мир животных, Мои любимые домашние питомцы.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. В 3 – 4 классах учащиеся могут находить информацию в интернете сначала с помощью родителей, а позже самостоятельно. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Мои ученики принимали активное участие в школьных этапах различных экологических, природоохранных конкурсах, таких как «Береги ёлочку», «Ёлочка, живи!», «Береги природу!», «Сохраним первоцветы», «Первоцветы своими руками». Лучшие работы учащихся (поделки, рисунки) принимали участие в городском и республиканском этапах.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. С этой целью провожу школьный этимологический анализ.
Это эффективно при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важным для лингвистического развития учеников. Этимологический анализ применяю и для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
«Линейка» -производное от слова«линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где«линия», «нитка» - производное от слова«лен».Здесь связь с ниткой. А«линейка»буквально означает«инструмент для проведения линии». Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Также хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность детей. Взаимопроверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Ранее по методике Горецкого, дети учились анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук и соотнося его с буквой. Затем, показывая прием слияния согласного и гласного, учителя используют традиционные приемы: «тянуть», «поют», «сливают» гласный, часто так и не добиваясь желаемого успеха. Чтение получалось отрывное, побуквенное. Дети, дойдя до конца слова, забывали его начало. В своей практике я показываю, как «выпустить» гласный звук. Говорю кратко и четко: «Держи на губах [б], поставь преграду, (дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный [а]. Дети очень хорошо понимают прием «выпусти», т.е. убрать преграду, выпустить голос.
Этот прием имеет несколько преимуществ. Образуя свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной.
После ознакомления с 4-5 согласными буквами основной механизм чтения слогов – слияний и слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов. Для учащихся, которые уже овладели приемом чтения, подбирается серия игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.
Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.
Переставь буквы так, чтобы получилось слово: «рямо» (моря), «леса» (сале) и т.д.
Замени гласный, чтобы согласный звук стал мягким: рад –ряд ,вал – вял, был-бил, бант-бинт и т.д.
Для читающих детей в этот период обучения грамоте подбираю задания такого вида:
Прочти текст, назови слова, в которых есть буква о, а, у.
Придумай слова на тему «Школа», «Лето», «Лес», составь их из букв.
3.Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение: р..чка, ко…а, м…шка и другие.
Я пришла к выводу, что имеет смысл ритм чтения в начале работы над слогом. С этой целью подобрала четверостишия, определяющие темп чтения. Медленный характер «отстукивания» карандашом настраивает детей на плавное, неторопливое чтение слогов. Например:
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Ритм быстрее:
Снег кружится, снег ложится.
Снег, снег, снег.
Рады снегу зверь и птицы.
И, конечно, человек!
Подобная работа проводится не только со стихотворениями, но и со слогами, т.е. со слабоуспевающими детьми. Игра «Падают листья» предназначается именно для этих детей. На карточках кленовых листьев напечатаны слоги (ра, ко, на, бу, ми, сы и т.д.) Медленный темп показа – медленное плавное чтение. Затем быстрая смена карточек – быстрое чтение. При этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается и четкость произношения. Следующим очень важным этапом в период обучения грамоте является отработка приема «чтение целыми словами». Перед учащимися ставится новая задача: смотри в середину слова. Для чтения предлагаю горки слов с выделения середины слова.
Выделение в середине слова дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово. Постепенно вводится чтение предложений. Их подбираю в строгом порядке.
1.Чтение предложений со словами, состоящими из двух слогов.
Была зима. Мама варит. Саша моет. Гале дали мыло. Она мыла руки, лицо.
2.Чтение предложений из слов, состоящих из двух – трех слогов.
Дети решали задачу. Мама купила сухари. Баба читает газету.
3.Чтение предложений со словами, состоящими из трех – четырех слогов.
В результате использования такой методики уже к концу первого класса большинство детей читают целыми словами, и к концу выполняют норму, предусмотренную программой МО ДНР.
Учитель начальных классов как никто другой во главе угла должен ставить такие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младшего школьника. Здоровьесберегающие технологии обучения способствуют также формированию здорового образа жизни. Физкультминутки на уроках обучения грамоте способствуют снятию усталости и запоминанию новых букв и звуков.
Физкультминутка.
Учитель: Давайте потанцуем. (Дети выполняют упражнения). Я буду произносить гласные и согласные звуки.. Если вы слышите гласные, то делаете наклон вправо, если – согласные, то влево: саж, ре, со, зима, гра, зо, грач, ол, ежик, дуб.
Учитель: Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы поднимаете руки вверх, а если на звонкий – приседаете: зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
При чтении стихотворений с изученными буквами также выполняются физкультурные движения, имитирующие предметы, о которых идет речь в данном стихотворении:
1)Ветер дунул нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
2)Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Игра с движениями способствует снятию напряженности, усталости, восстанавливает умственную работоспособность. Составление предложений из слов: мыло, зубная паста, щетка, полотенце, зарядка непроизвольно приучает детей соблюдать правила личной гигиены.
Проведение дыхательной гимнастики не просто оздоравливает организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью уроков обучения грамоте и других уроков. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Упражнения мозговой гимнастики.
(Дети спокойно кладут головы на руки, закрывают глаза и делают вид, что засыпают). Спите дети, спать пора. Спит огромная гора. Спят деревья и кусты. Спят грачи и воробьи. (Дети дышат глубоко, расслабляют плечи) и при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Время выполнения 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка. Поэтому, при планировании и проведении любого рока необходимо помнить заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!» Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Например, в начале урока тренинг – настрой:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Положительно влияет на учащихся – наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Остановлюсь на соревновательном методе, который применяю в период обучения грамоте.
Дети называют слова на какую-либо букву. Например на букву К, кто больше. Идет соревнование. Несколько слов школьника, который победил, записываются в тетрадь. На следующий день подбирают слова на другую букву. Чтобы победить, дети дома стараются побольше подобрать слов, запоминают их, что в целом положительно влияет на развитие памяти, умственных способностей учащихся, мотивирует детей к обучению.
На современном этапе развития общества, многие учителя и я в том числе, работая по традиционной системе обучения, стараемся обновить содержание обучения и включаем в уроки элементы современных образовательных технологий. Этого требует время. В наш век научно-технического прогресса без новых технологий обучения невозможно развитие детей. Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.