Представление инновационного опыта на уроках в начальной школе.
Представление инновационного опыта на уроках в начальной школе.
Актуальность применения инновационных технологий.
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных приемов в школах индустриально развитых стран, и является компьютер
Последние годы на нас буквально обрушился технический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление инновационного опыта на уроках в начальной школе. »
Представление собственного инновационного
педагогического опыта по теме:
«Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют мне заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
1. Актуальность.
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных приемов в школах индустриально развитых стран, и является компьютер
Последние годы на нас буквально обрушился технический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.
2. Педагогическая идея.
Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.
Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с помощью ИКТ, интенсифицировать учебный процесс, оптимально подобрать материал к уроку, увеличить темп работы, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, оптимально использовать самопроверку.
3. Концептуальность.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.
4. Сущность опыта
Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.
Глубоко уверена в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Компьютер дает учителю такие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 15 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным
Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:
Во-первых: повышение наглядности учебного процесса;
Во-вторых: доступность и индивидуальный подход;
В-третьих: возможность обеспечения обратной связи
В-четвертых: неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
В-пятых: организация коллективной и групповой работы.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях.
С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.
C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера, бесспорно, воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал.
Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами
В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки.. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, словарного диктанта. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.
5. Оптимальность и эффективность средств мультимедиа.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1. Объяснения новой темы.
2. Контроля знаний
3. Как средство подачи информации
4. Создание проблемной ситуации
Я использую мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний.
6. Результативность.
1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2) Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%.
3) Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
4) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
7. Вывод.
С использованием ИКТ-технологии уроки делаются интересными, увлекательными яркими эмоционально насыщенными, позволяют уйти от рутинной работы, дают возможность индивидуализации образования; повышают мотивацию обучения позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы, выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
• он повышает качество знаний;
• продвигает ребенка в общем развитии;
• помогает преодолевать трудности;
• вносит радость в жизнь ребёнка;
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
• создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
8. Составлены и используются:
1) Дидактический материал по математике для устного счета в 3 классе ( слайдовый материал)
2) Дидактический материал по математике для устного счета во 2 классе ( слайдовый материал)
5) Тестовые задания по русскому языку по теме «Словарные слова» (слайды)
6) Тестовые задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (слайды)
7) Проведены уроки с использованием слайдовых презентаций на уроках окружающего мира по темам: « Лента времени», «Петр I», «Смутное время на Руси»; уроки по русскому языку в 3 классе по темам: «Имя существительное. Обобщение.», «Имя прилагательное», «Безударные окончания имен прилагательных», «Знакомство с антонимами» и т.д.
Т. к. я работаю в системе, то разработки есть по всем предметам начальной школы, некоторые из которых представлены на сайте:nsportal.ru., где представлено мое электронное портфолио.
Передо мной, как педагогом, стоят вопросы:
Как заинтересовать ребенка учебным предметом? Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности. Я работаю под девизом: «Учение с увлечением!». Главным принципом построения уроков является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. Я использую инициативу детей и их самостоятельность в решении проблемных задач, стараюсь вслушиваться и понимать точку зрения ребёнка, создать эмоциональный фон урока, при котором сталкиваются различные суждения учащихся. Уроки проникнуты духом педагогики сотрудничества: от активной работы на уроке каждого ученика до коллективного творчества учителя и детей. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Идеи и принципы развивающего обучения, эффективное применение дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, и определило мой выбор - начать работать по УМК «Гпрмония» под редакцией Истоминой Н.Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
Много приходится работать учителю начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самос тоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Я считаю, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.
Каковы же пути осуществления этой задачи на уроках природоведения?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Ученики испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса я учу школьников умению в знакомом видеть новое.
Устойчивый познавательный интерес на уроках природоведения формирую разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игры, применяемые мною на уроках природоведения, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:
1) настольные игры
2) дидактические игры
3) сюжетно-ролевые игры
4) игры-путешествия
5) интеллектуальные игры
Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
а) Кроссворды , как разновидность настольных игр, готовлю к уроку на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Более целесообразным представляется показ его проекции на интерактивной доске. Это дает возможность записывать ответы и тут же их проверять. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые
высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или
животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.
Тема: «Человек», «Физкультура и спорт».
Задание: Попробуй пройти слаломную трассу, а для этого заполни чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер, работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух олимпийских видов спорта.
Дидактические игры природоведческого содержания.
Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, используя изученные условные знаки плана).
в) Топографическое письмо. Учащиеся записывают составленный ими текст (индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.
г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию.
Сюжетно-ролевые игры.
Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Их проводим как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Игры не требуют сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги беру в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.
Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Игры-путешествия
Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию:
- Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее:
- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»:
- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.
Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Интеллектуальные игры.
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем
перечисления признаков.
1. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)
2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
3) В описании загадки использованы метафоры.
1. Много рук, а нога одна. (Дерево)
2. Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
4) Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом - слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
Кто играл в горелки летом,
Да еще «горел» при этом,
Называл он раз-другой
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали. (Горизонт)
5) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую
может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.
1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.
(Кузнечики)
2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не
строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко
зарываются в ил. (Лягушки)
Все это использую так же на обобщающих уроках в виде игры «КВН», «Кто хочет стать миллионером», «Звездный час».
Моделирование
При изучении некоторых тем природоведения мне помогает моделирование. Например, чтобы сформировать у детей представление о частицах, выполняем схематический рисунок, а так же готовим объемные модели из пластилина. Таким образом, показываю различие в расстояниях между частицами в твердом, жидком, газообразном веществе. Но разъясняю детям, что это условные обозначения. Важное место в учебном процессе занимает моделирование экологических связей и некоторых природных процессов. Например, создание моделей цепей питания, развитие растения из семени, развитие бабочки, лягушки, дыхание и питание растений. Для этого использую изображения растений, животных и т.д. и цветные стрелки. Модели строим на магнитной доске как демонстрационные, а так же на столах учащихся при индивидуальной и групповой работе. На современном этапе обучения моделирование можно строить с использованием интерактивной доски. Например, заполнив пустые окошки нужным изображением.
Наблюдение
Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдения провожу во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.
В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на соответствующий жизненный опыт учащихся. Сначала мы завели рабочие альбомы, которые называли тетрадями, дневниками. В этих альбомах ребята составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали зарисовки, подбирали пословицы и стихи. Работа с альбомами продолжается и во втором классе. В своих дневниках ребята указывают, где, когда видели радугу, почему они обратили свой взгляд на необычную форму листьев, облаков, корней и т.д. С третьего класса ребята начинают конкретные наблюдения, создающие целостное представление о строении, образе жизни, развитии живых существ.
Проведение опытов
В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью использую опыты. Количество опытов, их объем и сложность увеличивается от класса к классу. Например, в первом классе – по теме «Распускание почек на ветках растений», во втором – «Развитие растения из семени», «Снег и лед»; в третьем – «Свойства воды» и т.д.
Мультимедийные презентации
Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Обязательно использую в презентациях для уроков природоведения местный краеведческий материал, отражающий особенности растительного и животного мира. С помощью цифровой фотокамеры удается сделать интересные снимки окружающей природы и вставить их в презентации. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Расскажу, в какой последовательности я строю свою работу по созданию мультимедиа урока:
-поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока;
-выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point;
-вставка текстовой информации, таблиц, схем;
-оформление слайдов, анимация.
Данный вид работы использую на разных этапах урока:
-этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);
-этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация);
-этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, задания различного характера).
При изучении курса «Окружающий мир» во втором классе на уроке по теме «Зимние изменения в природе» я использую презентацию «Животные зимой», которая составлена из фрагментов документальных фильмов о птицах, слайдов о животных. Дети познакомились с изменениями в жизни животных с приходом зимы. Они слушали сообщения одноклассников и рассматривали представителей животного мира на слайдах. В заключение урока ученикам был предложен тест «Зимние изменения в природе», с последующей проверкой.
Тест «Зимние изменения в природе»
1. Прячутся ли насекомые к зиме? ДА
2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? НЕТ
3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине? Так ли это? ДА
4. Ласточка, соловей, скворец- зимующие птицы? НЕТ
5. Ворона, дятел, клест — зимующие птицы? ДА
6. Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? ДА
7. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ДА
8. Нужно ли птиц подкармливать зимой? ДА
9. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? НЕТ
10. Заяц не меняет шерсть, строит дом, делает припасы. Верно ли это? НЕТ
11. Верно ли, что белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы? ДА
12. Согласны ли вы с утверждением, что медведь питается жиром, делает берлогу, всю зиму спит? ДА
13. Верно ли, что ежи и змеи спят зимой? ДА
14. Кабаны, лоси, волки делают запасы на зиму, строят жилища. Верно ли это? НЕТ
На уроке в третьем классе предлагаю учащимся рассмотреть слайды с разными группами представителей животного мира и попытаться классифицировать их, доказывая свою точку зрения. После ответов детей обобщаю, указывая все характерные признаки каждой группы животных, используя презентацию «Животные нашего леса».
Работая по теме «По страницам Красной книги», предложила детям слайды с изображением видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. В ходе беседы ученики узнали, что такое заповедники и познакомились с одним из них — Беловежской пущей. Для этих целей я использовала презентацию «Беловежская пуща».
Часто предлагаю детям отправиться на экскурсию, не покидая рабочего кабинета. Например, в тундру, в тайгу, в пустыню, по городам нашей страны, по разным странам и т.д. В этом мне помогают различные сайты Интернета: личные сайты учителей начальных классов, «Учительский портал», сайт «Детских презентаций», клуб учителей начальных классов «4 ступени», «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Завуч» и другие.
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, и школьники, и учителя должны быть знакомы с ними. Использование презентаций на уроках выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:
1. Благодаря мультимедиа урок природоведения насыщен наглядностью, различными средствами анимации: звуки природы, видеофильмы, активизирует самостоятельную работу учащихся
2. Создается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут уроков с использованием мультимедиа и мотивация обучения очень высока.
Видеофильм
Видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на детей, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.
Учебные фильмы применяю в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:
а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;
б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредствен -ным наблюдениям;
в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;
г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями.
Учебные фильмы на уроке использую, как источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний. Большинство фильмов использую в различных учебных ситуациях в зависимости от целей и содержания урока. Так, фильмы о временах года («Весна», «Зима», «Осень», «Лето») на уроках природоведения сначала смотрим по частям: признаки времени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - целостно. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях применяю для решения разнообразных дидактических задач.
Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией произношу непродолжительное вступительное слово, в котором стремлюсь пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места.
Целевую установку так же даю в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма.
Например, к фрагменту «В тундре» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям климата?
Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые формулирую перед его демонстрацией. Например, перед просмотром фрагмента фильма по теме «Дыхание и питание растений», предлагаю особое внимание обратить на процессы происходящие в чудесной «кухне» растений, а по окончании по памяти зарисовать это в тетради и сделать соответствующие надписи к рисунку.
Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля. Например, по теме «Круговорот воды в природе», при повторном просмотре дать свои комментарии к фильму.
Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что детям очень нравятся уроки с использованием ИКТ. Я думаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе представляется перспективным, а эффективность их использования достаточно высокой.
Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.