Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературного чтения
Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературного чтения
Современный педагог младших классов находится в трудной ситуации в части необходимости обучения чтению, и отсутствия,у некоторых детей, интереса к книге, как к источнику информации. Это обуславливает актуальность применения на уроках в школе методов и технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности. К числу таких технологий относится и технология развивающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературного чтения»
Современный педагог младших классов находится в трудной ситуации в части необходимости обучения чтению, и отсутствия ,у некоторых детей, интереса к книге, как к источнику информации. Это обуславливает актуальность применения на уроках в школе методов и технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности. К числу таких технологий относится и технология развивающего обучения.
Цель исследования – анализ возможностей и особенности использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка и чтения в начальной школе.
Как вы могли заметить, задачами исследования были не только теоретические аспекты,но и экспериментальное исследование применения основ развивающего обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Технология развивающего обучения представляет собой особый активно-деятельностный способ организации образовательного процесса, при котором обучающийся осуществляет наравне с педагогом организацию своей образовательной деятельности, а также ее рефлексию по итогам.
Структура образовательного процесса, организованного по технологии развивающего обучения включает в себя:
1. Целеполагание.
2. Планирование.
3. Реализация целей.
4. Анализ и рефлексия.
В эмпирической части исследования проведено сравнение уровня усвоения знаний и уровня познавательной активности обучающихся начальных классов, в одном из которых педагог не применяет технологию развивающего обучения (ее элементы), а в другом применяет.
На уроках русского языка по разработанным критериям в рамках данной работы проведена диагностика сформированности орфографической зоркости у учащихся 3 класса. В рамках констатирующего эксперимента исследование проводилось с участием учащихся 3 «б» и 3 «в» классов в количестве 24 человек.
Результаты по итогам работы с обучающимися 3 «б» класса – экспериментальной группы в контрольном эксперименте представлены в сравнении с результатами начальной диагностики на первой диаграмме
Аналогичным образом была проведена повторная диагностика контрольной группы (в которой работа на основе использования технологии развивающего обучения не проводилась)
Как можно отметить, уровень обучающихся этой группы в рамках эксперимента, повысился незначительно, в отличие от начального уровня орфографической зоркости..
В рамках использования технологии развивающего обучения на уроках литературного чтения оценивалась познавательная активность школьников – по системе критериев. В рамках диагностики познавательного интереса обучающихся 3 класса, в котором не использовались элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературного чтения, по результатам отмечены низкие показатели познавательной активности. Результаты представлены на слайде.
По результатам оценки познавательной активности обучающихся в классе, где педагог использует технологию развивающего обучения результаты диагностики показывают более высокий уровень познавательной активности. По итогам сравнения можно отметить более высокий уровень познавательной активности обучающихся 3 класса, на уроках в котором используют элементы технологии развивающего обучения, что говорит об эффективности применения технологии развивающего обучения для формирования и поддержания познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
По итогам второй части исследования выявлено следующее:
1. На уроках русского языка и литературного чтения существует возможность применения отдельных элементов технологии развивающего обучения, как правило, педагоги применяют их на этапе мотивации к уроку, а также на этапе целеполагания. Реже – в рамках изложения материала урока и рефлексии.
2. Отмечается более высокий уровень познавательной активности обучающихся 3 класса, на уроках в котором используют элементы технологии развивающего обучения, что говорит об эффективности применения технологии развивающего обучения для формирования и поддержания познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Слайд 10. В рамках реализации на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе элементов технологии развивающего обучения можно использовать такие виды и элементы видов деятельности, которые представлен на экране.
Слайд 11. В заключение хочется отметить, что в отличие от способа организации обучения, построенного на объяснениях и иллюстрациях способа организации образовательного процесса, при применении технологии развивающего обучения роль педагога сводится, преимущественно к созданию условий, в рамках которых ребенок намечает цель деятельности на уроке, планирует ее (ставит задачи), реализует намеченный план, оценивает результат и осуществляет его рефлексию. Это позволяет ребенку стать полноценным субъектом образовательного процесса.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}