kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с приемами использования проблемного диалога на уроках окружающего мира. Использования приема "кейс"- анализа конкретных ситуаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира (из опыта работы)»



Применение технологии проблемного обучения

на уроках окружающего мира

Н. Ю.Николаевой, учителя начальных классов

МОБУ «Боровая ООШ»


Проблемное обучение достаточно давно известно и используется на разных ступенях обучения. Оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует развитию познавательного интереса. Технология проблемного обучения неразрывно связана с формированием исследовательских умений, с формированием универсальных учебных действий школьников. Таким образом, применение технологии проблемного обучения в начальной школе является актуальной.

Содержание предмета «окружающий мир» отличается конкретностью изучаемых явлений, процессов и объектов. В основе познавательной деятельности лежит чувственное восприятие мира. Поэтому при создании и рассмотрении проблемных ситуаций по курсу «Окружающий мир» надо постоянно опираться на жизненный опыт учащихся, на краеведческий материал.

Давайте познакомимся и рассмотрим некоторые приемы использования проблемного диалога на уроках окружающего мира.

Использование приема « Кейс-стади»- это разновидность технологии анализа конкретных ситуаций. Большинство авторов под кейсом понимают описание конкретной ситуации, «кусочки реальной жизни». Цель этой технологии- научить анализировать информацию, сортировать, выявлять ключевые проблемы. Ситуация, описанная в кейсе всегда реалистична. Обсуждение кейса может быть в форме традиционных вопросов (« Чтобы вы посоветовали в данной ситуации?»), так и в виде конкретных заданий. (« Составь рекомендации…», « Разработайте алгоритм…», « Напишите эссе…»)

Несколько примеров проблемного диалога на уроках окружающего мира.

Пример диалога в 3 классе по теме: « Грибы - особое царство, на основе жизненной ситуации.

-Как вы думаете, грибы – это «живая» или «неживая» природа? Почему?

-Предположите, к какому царству живой природы можно отнести грибы?

-У нас есть два варианта. Давайте выясним.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

-Я думаю - к царству растений, а я считаю – к какому-то другому царству.

-Растут на земле. Мы знаем части растений – это корень, стебель, листья, плод. А у грибов их нет.

-У растений преобладает зелёная окраска, а у грибов – нет. Доказывают, что грибы не относятся к животным.

-Это и не растения, и не животные.

- Тема урока: «Грибы- особое царство живой природы»

Тема: Какая бывает вода? Учебник Н.Ф. Виноградовой 1 класс
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Проблемная ситуация

 - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

-Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле) Шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.
-Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Пример с выдвижением гипотезы.

- Почему на вершинах высоких гор лежит снег?

Учащиеся выдвигают гипотезу: «Там холодно».

Задаем провокационный вопрос:

- Почему высоко в горах холодно, если они ближе к солнцу?— создавая, таким образом, проблемную ситуацию.

Далее в ходе обсуждения вопроса устанавливаем, что воздух нагревается от поверхности земли, поэтому температура воздуха понижается с высотой.

Пример с затруднением. Урок во 2 классе «Зона арктических пустынь» Ситуация:

- Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?

Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

Урок в 4 классе

- 19век называют « золотым» веком русской культуры. Почему?

- Что называют словом «золотой»?

- Осень золотая, значит, очень красивая. Красивые, золотые вещи. Человека можно назвать золотым, значит он хороший.

- «Чёрное золото», так говорят о нефти.

-Что хотят подтвердить во всех этих случаях словом «золотой»? (красивое, ценное, полезное)

- Почему же 19 в. называют «золотой»? ( Много ценного было в культуре, много книг , картин и т.д.)

- Вы все правы. Давайте проверим по тексту учебника, верно ли наше мнение.

Не все ситуации являются проблемными, есть обычные нейтральные ситуации, которые используют учителя. Обычно в виде приема «яркое пятно»: загадка, пословица и на этом останавливаются.

Необходимо соблюдать несколько важных условий для организации учебных ситуаций :

- деятельность должна быть успешной, помогая ребенку, делать это так, чтобы ученику казалось, что он сам справился с работой. Не ставить ребенка в неудобное положение перед другими;

- предоставлять каждому возможность высказать своё мнение, не оценивая и не критикуя его. Говорить всегда по существу: « Это твоё мнение, давай послушаем других…» Все высказывания имеют место быть.

Таким образом, необходимо с учащимися выстраивать проблемный диалог, искать проблемные ситуации и на страницах учебника, и в реальной жизни.

Список литературы

1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.

2. Высоцкая С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам: Учеб.пособие. – М., 2008.

3.Воронина Ю.В. Современный урок в начальной школе в вопросах и ответах. « Окружающий мир»: Методическое пособие.-М.: АРКТИ, 2013.-152 с. (Начальная школа)

4.Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.

5.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

6.Махмутова М.И. Вопросы проблемного обучения в школе: Сб. ст. - Казань, 2004.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение в опыте передовых учителей

8.Скаткин М.Н. Современные проблемы дидактики // Советская педагогика. -

9.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий», 2005.

10. Фридман Л.М., Маху В. Проблемная организация учебного процесса. - М., 1990


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Наталия Юрьевна Николаева

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "samoanaliz_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "460273"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1519886362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира 3 класс "Свойства воздуха""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_okruzhaiushchego_mira_3_klass_svoistva_vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "513822"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559907367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину ?"
    ["seo_title"] => string(97) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-tiema-uroka-pochiemu-v-liesu-my-budiem-sobliudat-tishinu"
    ["file_id"] => string(6) "270403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451112678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Название статьи: « Из опыта работы использования развития критического мышления» "
    ["seo_title"] => string(85) "nazvaniie-stat-i-iz-opyta-raboty-ispol-zovaniia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426781993"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по тема: " Весна- природа пробуждается" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiema-viesna-priroda-probuzhdaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "112341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408534689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства