Название статьи: « Из опыта работы использования развития критического мышления»
Название статьи: « Из опыта работы использования развития критического мышления»
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам
«собирает» понятия о предмете
Л. Выготский.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Вот некоторые приемы критического мышления, которых я использовала на уроках.
Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровнем знания текста. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Три сестры»: Что случилось с мамой? Кто ей помогла? Что делала старшая сестра?
Фишбоун –используется на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. Урок окружающего мира по теме «Дикие животные». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство,; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь лес.
«Написание творческих работ»
Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется учениками, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Тема «Местоимение». (3 класс)
•Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.________
•В предложении местоимения бывают только подлежащим._____________
•В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим_______
•Местоимения могут быть 1,2 или 3 лица.______________
•Местоимения изменяются по падежам и числам._____________
В результате таких работ большинство ребят научились слаженно работать в группах и учитывать мнения других. Они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие в конкурсах; пишут стихи, сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Вот некоторые приемы критического мышления, которых я использовала на уроках.
Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровнем знания текста. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Три сестры»: Что случилось с мамой? Кто ей помогла? Что делала старшая сестра?
Фишбоун –используется на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. Урок окружающего мира по теме «Дикие животные». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство,; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь лес.
«Написание творческих работ»
Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется учениками, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Тема «Местоимение». (3 класс)
•Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.________
•В предложении местоимения бывают только подлежащим._____________
•В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим_______
•Местоимения могут быть 1,2 или 3 лица.______________
•Местоимения изменяются по падежам и числам._____________
В результате таких работ большинство ребят научились слаженно работать в группах и учитывать мнения других. Они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие в конкурсах; пишут стихи, сказки.