Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах.
Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах.
Актуальность данной темы заключается в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, инновационных, педагогических технологий и методов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах.»
«Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах»
Единственный путь,
ведущий к знанию – деятельность
Бернанд Шоу
Актуальность данной темы заключается в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, инновационных, педагогических технологий и методов обучения.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их примененииучащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы. Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
Перед учителем стоят задачи:
Как сделать урок интересным, ярким?
Как увлечь ребят своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Использование активных методов обучения учителем – создание учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации.
Перед школой стоит основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Развитие школы осуществляется посредством инноваций
Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое»
Основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». (Цицерон)
Основными целями инновационного обучения является
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
. формирование качественных знаний, умений и навыков
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Педагогическая технология - основная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный для определенных условий и воспроизводимый путь достижения конкретной педагогической цели.
Применяя новые педагогические методы на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные методы и технологии:
опорный конспект;
мозговая атака;
групповая дискуссия;
кластеры;(это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.)
«Продвинутая лекция» ;
ключевые термины;
перепутанные логические цепочки;
медиапроекты ;
дидактическая игра;
лингвистические карты;
работа с тестами;
нетрадиционные формы домашнего задания
Учителем успешно применяются следующие технологии
проблемное обучение;
развивающее обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха на уроке
Технологияпроблемного обучения.
Актуальность проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат наизусть, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики участвуют в различных конкурсах, наприме , онлайн – олимпиады по русскому языку и математике на учебной платформе Учи.ру и другие
Технология дифференцированного обучения
На уровне начального общего образования дифференциация проявляется в гуманном подходе к обучающимся, в выявлении личных особенностей и способностей каждого ребенка.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Усвоение учениками знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их мыслительной деятельности и личностными качествами. Учет этих особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики.
В начальных классах умственная деятельность у детей лишь формируется. Поэтому очень важно учитывать индивидуально-психологические особенности личности. В младшем школьном возрасте более развита наглядно-образная память, чем логическая, то есть дети быстрее запоминают конкретный материал.
Индивидуальность школьников проявляется во всех формах их деятельности, в частности – в учебной
Дифференцированный индивидуальный подход к учащимся начинается с начала их обучения в первом классе, в букварный период, когда дети приступают к овладению чтением.
Правильная организация образовательного процесса требует, чтобы каждый ребенок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем всегда стоит задача: видеть в уроке не только общую проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку.
Технология критического мышления
Критическое мышление -
это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления
креативность (ориентация на творчество) ;
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом:
Урок - семинар
Урок - лекция
Урок – беседа
Урок - практикум
Урок - экскурсия
Урок - исследование
Урок – игра
Урок - защита проекта
Урок – диспут
Урок - конференция
Урок - театрализованное представление
Урок - маскарад
Урок – путешествие
Урок - зачет
Инновационные формы помогают формировать у детей
самостоятельность,
коммуникативность,
толерантность,
мобильность,
умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Информационные образовательные технологии
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективным усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности, а также экономят время на уроке, позволяя осуществить частую смену видов деятельности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме.
Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация - просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах.
И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться — стать «профессиональным учеником».
Поэтому в настоящее время наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.
Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа.
Чтобы работать в данном направлении, необходимо определить его цель и задачи.
Цель работы: развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.
Задачи: необходимо обучить младших школьников проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность детей. В работе важно оперировать словами «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаем вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, эксперементируя, и сделав вывод, фиксируем результаты. Таким образом, инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…
- стимулируют у учащихся процесс познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
- порождают стремление к самостоятельной деятельности,
- формируют устойчивое внимание к предмету.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.