Цель урока – ознакомление учащихся с техникой квиллинга и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи :
- познакомить учащихся с техникой квиллинг и его основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер, эстетический вкус;
- воспитывать терпение и аккуратность.
Оборудование:
Бумага для квиллинга, зубочистки, форма для кружочков, клей ПВА, образец формы «капелька», готовое панно «Пышные цветы».
- Вводная часть.
- Организационный момент.
- Подготовка рабочего стола.
- Повторение правил безопасной работы с ножницами и острыми предметами.
- Основная часть.
- Беседа «История квиллинга» (презентация).
- Знакомство с инструментами.
- Подготовка к практической работе.
- Практическая работа.
- Сборка цветка.
- Итог.
1. Вступительная беседа.
Квиллинг — это искусство бумагокручения. Слово квиллинг образовано от английского слова "quill" — птичье перо. В давние времена (XIV-XV вв.) монахини закручивали полосочки позолоченной бумаги в спиральки, накладывая их на острый кончик птичьего пера. Таким образом создавались кружевные композиции, своеобразная мозаика для украшения икон. Со временем искусство квиллинга вышло за стены монастырей и приобрело светский характер. Воздушными бумажными завитками дамы из высшего света украшали шкатулки, фамильные гербы, обрамляли зеркала и множество других предметов, имитируя филигрань, ковку, изделия из металлических пластинок. Сейчас квиллинг стал широко популярным хобби и доступным для каждого, благодаря простоте техники выполнения, небольшим затратам и своей красоте. Этот яркий мир пластики и бумаги заинтересует не только взрослых, но и детей, даcт им замечательную возможность творчества и самовыражения.
Квиллинг – необычная техника бумажного творчества. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение — на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается.
В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Техника по выполнению является простой, и поэтому новичкам будет не сложно ее выполнять и применять в своих работах. Смысл ее заключается в изготовлении из полос двухсторонней цветной бумаги с помощью скручивания различных форм.
2. Знакомство с инструментами.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения (инструменты показываю наглядно):
- Зубочистка
- Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
- Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Лезвия должны быть равномерно заточены под определённым углом до самых кончиков. В этом случае ножницы безотказно работать по всей длине
- Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Материалы
Для работы потребуется применение оригинальной корейской бумаги. Во-первых, она обладает определёнными неповторимыми свойствами, проявляющимися в процессе придания ей формы. Во-вторых, такая бумага поставляется удобно нарезанной в полоски различных цветов. В Корее производится широчайший ассортимент. Конечно можно попробовать потренироваться с полосками обычной бумаги, но работать с ней будет весьма проблематично. Упаковка содержит полоски бумаги длиной 27 сантиметров. Ширина варьируется от 2 миллиметров до 3 сантиметров. Одна упаковка может содержать, как бумагу одного цвета, так и целую радугу цветов. Толщина и сам материал никак специально не варьируется, по крайней мере в пределах одного производителя.
3. Подготовка к практической работе.
- давайте разобьемся на группы, чтобы удобней и интересней было работать. Я дам каждой группе самодельный столик для квиллинга и уже готовые полоски цветной бумаги. Они шириной около 3 мм. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Также необходимо тонкое шило или зубочистка, на которые и будет непосредственно накручиваться бумага.
4. Практическая работа.
Берем одну полоску и зубочистку и начинаем работать. Начнем с самой простой стандартной формы «плотный рулончик». Чтобы создать эту форму увлажняем слегка конец полоски и расположим его на указательном пальце. Положим кончик инструмента на край полоски и начинаем накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим. Продолжаем накручивать таким образом, чтобы каждый виток идеально накладывался на предыдущий, стараясь сохранять края бумаги ровными. Это наиболее распространенная форма основания, ее применяют для создания другой формы, путем сплющивания и моделирования.
Разреженный круг.
Делаем плотный круг, но не заклеиваем его. Извлекаем инструмент из рулончика, положим рулончик на столик и даем разойтись виткам. Когда круг разойдется, приклеиваем конец зубочисткой. Таким образом, все формы будут иметь одинаково расходящиеся витки.
Зажим.
Полученная капелька из бумаги может быть зажата тремя способами:
* с одного края;
* с двух краев (получится этакая лодочка);
* с одного края капелька зажимается, а с другого ногтем придавливается внутрь (должно получиться сердечко).
Выкладываем лепесток цветка.
Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленный лист бумаги. Желательно, чтобы фон был немного подтонирован по центру (где и будет находиться наш цветок).
Аккуратно, в одном направлении составляем лепесток цветка. Сердцевину цветка можно немного подтонировать более глубоким оттенком цвета, из которого выложен Ваш цветок. Тонировка производится тогда, когда Вы уже выложили и приклеили заготовки на основу.
Сердцевина цветка.
Сердцевина цветка может быть махровой. Мы для сердцевины сделаем 1 плотный рулончик. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. При склеивании такого цветка сердцевина клеится по центру, а вокруг нее - лепестки.
III. Итог урока. (Рефлексия, выставка работ учащихся)
Учитель: чему мы сегодня научились на мастер-классе?
Молодцы. Спасибо за работу. Приводите в порядок рабочее место.