Просмотр содержимого документа
««Применение инновационных технологий как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в начальной школе»»
«Применение инновационных технологий как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в начальной школе»
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!
Компьютерные технологиина уроках - мои главные помощники!. На уроках литературного чтения использую прослушивание аудио –записей для знакомства с новой темой, просмотр видео-фильмов, мультфильмов по изучаемым темам. ( Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», Л.Лагин «Старик Хоттабыч», Г.Троепольский «Белый Бим -Черное Ухо»….),а также просмотр отрывков из произведений и обсуждение. На уроках познания мира после просмотра видеороликов по темам «Звёзды, планеты, сведения о галактике, «Полезные ископаемые», «Реки и озера Казахстана» мои ученики готовят презентации .
Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность мне, как учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно
естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”. В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера я использую по нескольким направлениям.
Приведу некоторые инновационные технологии, которые использовала на уроке литературного чтения.
3 класс
И.Крылов басня «Кукушка и Петух. Как я работаю с текстом (из опыта работы)
1.Прочитайте, с каким писателем мы сегодня познакомимся.
приём «Антиципация»
.в.н……Кр.л.в
2.к.к.ш.чк, пл.вн., к.м.н.к, н.в.л.чк.
Прием «Наоборот»
«каК, йылим кошутеП, ьшеоп, ыт окморг, онжав!»-
«А ыт, акчешукуК, йом тевс,
каК ьшенят онвалп и онжяторп:
оВ месв усел у сан йокат цыцивеп тен!»—
«ябеТ, йом кенамук, кев ьташулс я авотог».—
«А ыт, ацивасарк, ьсужоб,
ьшиЛ окьлот ьшичломаз, от удж я, ен ьсуджод,
ботЧ алачан ыт авонс...
Прием «Догони букву»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Прием «Пишущая машинка»
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»—
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
Прием «Вверх ногами»
Эффективные приёмы работы с текстом
Прятки
Описание: нижнюю часть букв накрываем листом бумаги
Вверх ногами
Описание: перевернутый текст ,можно предложить перевернуть книгу вверх ногами
Чтение с решеткой
Описание: на текст накладывается решетка прямоугольной формы
(0,5мм), сделанная на уроках трудового обучения
Чтение с половинками слов
Описание: слово или написанный текст дается не полностью, дети должны дочитать, какое слово получится
Например:
Надо___щен___гон______кур__по_дво_____.
Шторка
Описание: текст закрывается светлым тоном
Перемешанные буквы
Описание: в тексте в некоторых словах буквы переставлены наоборот.
Опыт применения данной технологии позволил:
1)повысить эффективность обучения;
2)дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию исследовательского проекта . В классе был проведен конкурс исследовательских работ по различным темам : «Вред и польза газированной воды», «Осанка», «Почему желтеют листья»… Лучшей была работа Сметанина Михаила «Зависит ли цвет глаз ребёнка от цвета глаз родителей»,она принимала участие в районном конкурсе «Солнечный зайчик и отмечена грамотой РОО
Применяю технологию разноуровневого обучения.В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Так, например, при изучении темы «Имя прилагательное» даю разноуровневые задания.
ТЕСТ - КОНТРОЛЬ для слабых детей.
Снежная медведь
Новое яблоко
Хищный зима
Косолапый платье
Зелёное шкаф
Деревянный зверь
Задание: соедини стрелкой прилагательное с подходящим по смыслу существительным.
ТЕСТ - КОНТРОЛЬ для средних детей
Ученик
Друг
Тарелка
Рыбка
Арбуз
Заяц
Задание: подобрать подходящее по смыслу прилагательное
ТЕСТ - КОНТРОЛЬ для сильных детей
Задание: вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные (можно без слов-подсказок).
Такие задания помогают поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми; – укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; – сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; – растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; – учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
На уроках я использую следующие виды групповой работы:
– мозговой штурм; – прием «Зигзаг»; – живая картинка; – снежный ком; – работа в парах; Приведу фрагмент работы в группах.
Класс делю на группы. Становимся в круг. Называем 5 слов на тему школа: например, пенал, ручка, учитель ,мел, парта. У кого одинаковые слова ,садятся в одну группу.
1 задание: дети составляют связанный текст с этими словами (читают и передают по кругу другой группе)
2 задание: дописывают свой текст по этой теме не нарушая сюжетной линии и содержания текста (читают и передают по кругу другой группе)
3 задание: дописывают и задают вопрос к тексту(читают и передают по кругу другой группе)
4 задание: отвечают на вопрос
5 задание :подчёркивают любые 5 слов переводят по –возможности на казахский и на английский язык.
В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат работы с текстом , но и работа группы.
Очень эффективный вид практической работы в группах при изучении темы на уроке математики «Геометрические и объёмные фигуры»
Делим на группы, называя, геометрические фигуры. Раздается материал (палочки, спички, резинки, пластилин, развёртки фигур )Дети конструируют из материала соответственно заданию и передают другой группе.
Такая работа в группах позволяет наглядно увидеть различие плоских и объёмных фигур и классифицировать
Здоровьесберегающая технология,применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Комплекс физминуток для глаз, пальчиковая гимнастика, снимают усталость и помогают ребятам быстро включиться в работу
Использую игровые технологии:в играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
В дальнейшем планирую
использовать важный метод саморефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.Через грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий активизирую познавательную деятельность учащихся ,развитие творческих способностей и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока что отражается на результативности обучения и успеваемости