Просмотр содержимого документа
«Приёмы технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Приёмы технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Ершова Лариса Александровна
Муниципальное образовательное учреждение «Прогимназия № 51»
г. Белгорода, Россия
Технология критического мышления возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В России данная технология известна с конца 90-х годов и называется «Чтение и письмо для развития критического мышления».
Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. Это мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология критического мышления - это совершенная педагогическая технология. Ей свойственны научность, оптимальность, эффективность. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Авторы технологии предлагают строить урок по схеме: «введение – основная часть – заключение». Данная схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии КМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции.
Первый этап – «ВЫЗОВ», у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Второй этап – « ОСМЫСЛЕНИЕ», происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются:
- активное получение информации,
- систематизация, отслеживание собственного понимания,
- соотнесение нового материала с изученным,
- работа по реализации выработанного пути решения.
Третий этап - «рефлексия». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, активное переосмысление собственных представлений с учётом приобретённых знаний.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках литературного чтения: ориентироваться в источниках информации; понимать прочитанное; выделять главное в информации; делать выводы и обобщения.
Приведу некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые можно использовать на уроках литературного чтения.
Приём «Ассоциации»
Дает возможность определить тему урока, развить воображение. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
Приём «Мозговой штурм»
Высказывания «необычных» мыслей. В данном приёме не предусмотрено разделение ответов на правильные и неправильные.
1.Групповая «мозговая атака» по теме.
3.Записать все мысли на доске.
2.Вспомнить все, что известно по этой теме. Появляются непохожие точки зрения, которые на этом этапе не обговариваются.
4.Классифицировать информацию
Приём «Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя
Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Предположения. - Что может произойти в тексте с таким названием? - Что будет дальше? - Чем закончится текст? Правила работы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, («возможно» и «вероятно»), листья – обоснование этих предположений, аргументы.
Приём технологии «Кластер» (гроздья), пучок.
Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Иногда кластер называют «наглядным мозговым штурмом». Этапы грозди: -Написать центральное слово (словосочетание или фразу посредине листа, доски, слайда). -Записать слова и фразы, которые приходят на ум ученикам по данной теме, записать столько идей, сколько позволит время, или пока они не будут вычерпаны. -Когда все идеи записаны, установить, там, где возможно, связи между понятиями.
Приём «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
• В первой строчке тема называется одним словом. • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных). • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола). • Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме. • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Ромашка Блума
Простые вопросы – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти (Что?, Когда?, Где?) Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) –учат навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. (Почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – «Как вы относитесь…» Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?», «Что будет, если…» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» «Как можно применить?»
Приём «Эссе». Эссе – это свободное письмо
Эссе по пословице или выражению, связанному с содержанием текста. Предлагаются вопросы: - Как понимаете смысл? - Чему учит пословица или выражение? - Какой вывод можно сделать?
Прием «ПОПС»
Позиция – «Я считаю, что…» Обоснование – «Потому что…» Пример – «Я могу это доказать на примере…» Суждение – «Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что…»
Применение данных приемов критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, ввиду того, что используются разные источники информации. В ходе работы задействованы различные виды памяти и восприятия. Работая с текстом, дети могут выделить нужную информацию, доказать свою точку зрения. На уроках в начальной школе важно научить ребенка эффективно работать с текстом: понимать и анализировать его.
Библиографический список.
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.