Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе
Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе»
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению.
Структура проблемного урока такова:
Постановка проблемы (Мотивация);
Поиск решения (Исследование: работа в малых группах);
выражение решения (Обмен информации, её классификация),
Реализация решения (Применение),
Подведение итогов рефлексия.
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:
• Проблемная ситуация «с удивлением»
• Проблемная ситуация «с затруднением»
• Побуждающий диалог
• Подводящий диалог
• Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»
• Демонстрация непонятных явлений
• Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»
Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
- побуждения к созданию противоречия;
- побуждения к формулированию учебной проблемы.
Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Положительный результат – это то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.
«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.