kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе»

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе  как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки  не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению.

Структура проблемного урока такова:

  1. Постановка проблемы (Мотивация);

  2. Поиск решения  (Исследование: работа в малых группах);

  3. выражение  решения (Обмен информации, её классификация),

  4. Реализация решения (Применение),

  5. Подведение итогов рефлексия.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

•         Проблемная ситуация «с удивлением»

•         Проблемная ситуация «с затруднением»

•         Побуждающий диалог

•         Подводящий диалог

•         Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»

•         Демонстрация непонятных явлений

•         Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

 Проблемная ситуация «с удивлением» или  «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

- побуждения к созданию противоречия;

 - побуждения к формулированию учебной проблемы.

 Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат – это  то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

 Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

 «Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.

Основные приемы создания проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?

 

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

 

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какая будет тема урока?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?

 

ПРИЁМ 1. Предъявление  противоречивых фактов, теорий, мнений.

Русский язык (3 класс:) Предъявление противоречивых мнений

Тема: Род имен существительных

Учитель:

За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со

стола упала суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. -

Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – ≪der Loffel≫ – мужского

рода. Должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик

мужского рода.

Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, ≪das Messer≫

– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:

Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать

мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.

Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).

Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов

Тема:«Порядок действий» 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Сравните равенства:

8 – 3 + 4 = 9

8 – 3 + 4 = 1

- Чем похожи?

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)

-Почему разные результаты? Как получили?

- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию

противоречия).

ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Математика, 2 класс

Тема:«Смысл действия умножения» 2 класс.

Равенство 3*5 =15

Миша: 3+3+3+3+3

Маша 5+5+5

-Кто прав?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 18.10.2023

Номер свидетельства: 638212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(123) "priiomy-sozdaniia-probliemnykh-situatsii-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-riealizatsii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "194650"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800109"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(69) "orghanizatsiia-probliemnogho-dialogha-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403097373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства