kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы функциональной грамотности на уроках математики»





Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках математики



Функциональная грамотность в ФГОС 2023 года - это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

В это понятие включают:

  • читательскую грамотность;

  • математическую грамотность;

  • естественно-научную грамотность;

  • цифровую грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • финансовую грамотность;

  • креативное мышление.

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Центральный компонент математической грамотности - связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

В своей работе я хотела бы рассмотреть несколько приемов работы с обучающимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока математики.

1. «Математические квадраты»
  • Материал: Квадрат с числами, среди которых верные результаты

  • Идея: математические квадраты позволяют формировать навыки устного счета, умение применять на практике полученные знания (например, компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения)

  • Как: учитель раздает квадраты, зачитывает задание, обучающиеся закрашивают верный результат

  • Итог: из верных ответов получается рисунок (буква, цифра и т.п.)

Пример






0

27

73

24

11

70

20


9

37

44

5

41

46

8

54

72

53

12

52

10

11

28

21

30






  1. Сумма 23 и 18

  2. Разность 50 и 23

  3. Произведение 7 и 4

  4. Частное 40 и 5

  5. Чему равно 1 слагаемое, если сумма 97, второе слагаемое 44

  6. 36 уменьшить в 4 раза

  7. Чему равно уменьшаемое, если разность равна 6, вычитаемое 66

  8. 3 умножить на 8

  9. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, разность 13

  10. Чему равен Р квадрата со стороной 8 см

  11. Выполни действия 5•8→-24→:4→•5

2.Приём-игра «Верно-неверно»
  • Материалы: Бланк для ответов

  • Идея: Формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащиеся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера

  • Как: учитель раздает рабочий лист с бланком ответов и текстовой информацией ( 10 заданий).Обучающиеся должны ответить «верно» знаком +, «неверно» знаком -

  • Итог: по образцу на доске или на слайде презентации обучающийся сверяет ответы и оценивает свою работу по предложенной шкале

Пример


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












  1. Периметр геометрической фигуры - это сумма длин всех сторон

  2. Периметр квадрата со стороной 3 см равен 6 см

  3. 5 карандашей по цене 6 рублей стоят 30 рублей

  4. Корень уравнения 56-х=16 равен 40

  5. Корень уравнения х+23=41 равен 64

  6. При умножении числа на 1 результат равен 1

  7. На 0 умножать нельзя

  8. Если 6 увеличить в 4 раза, а результат уменьшить на 5, то получим 18

  9. Если 16 тетрадей раздать 4 ученикам поровну каждому, каждый получит 4 тетради

  10. Результат вычитания называется уменьшаемым
    (шкала оценивания: 10 ответов - 5; 8-9 ответов - 4; 5-7 ответов - 3)

3. Найди ошибку

Чаще всего использую на этапе закрепления знаний. Предлагаю вариант базового уровня и повышенного уровня(на выбор)

  • Материалы: индивидуальные карточки, слайд презентации или доска

  • Идея: анализ умения проверять готовые решения, умения находить ошибку на уроках математики

  • Как: работа в паре, индивидуальная работа

Пример (по теме «Решение уравнений»)

Базовый уровень

Повышенный уровень

Х-29=7 х=36

а- 5х7=40 а=5

81:х=9 х=9

(60-х):7=2 х=36

100-х=67 х=33

9х4+а=78 а=42

В х 5=20 в=100

(36+27):х=9 х=8

А+ 51=90 а=29

Сх5:4=10 с=8

4. Найди свою пару в классе (второе название игры «Дуэт», «Трио», «Квартет»)
  • Материалы: карточки с цифрами

  • Идея: игра тренирует навыки счета, внимания, сосредоточенность

  • Как: Учитель читает пример. Встают ученики у которых есть карточка с правильным ответом. (образуются пары, тройки, четверки обучающихся)

Пример (счет в приделах 20, 100, таблица умножения и деления, состав числа и т.п.)

Использование данных приемов позволяет сделать вывод о положительной динамике формирования математической грамотности, дети активны на уроках. Разно-уровневые задания повышают у ребят интерес к предмету, к созданию своих математических заданий, желание участвовать в олимпиадах по предмету.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Автор: Юлия Анатольевна Шмелёва

Дата: 21.12.2024

Номер свидетельства: 662335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики."
    ["seo_title"] => string(70) "priiomy_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "585974"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1630220643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Читательская грамотность на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(46) "chitatelskaia_gramotnost_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "603217"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648116790"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок математики в 1 классе "Состав чисел 2-10""
    ["seo_title"] => string(40) "urokmatiematikiv1klassiesostavchisiel210"
    ["file_id"] => string(6) "293755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455542463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства