Просмотр содержимого документа
«Приёмы функциональной грамотности на уроках математики»
Ключевые слова:функциональная грамотность на уроках математики
Функциональная грамотность в ФГОС 2023 года - это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
В это понятие включают:
читательскую грамотность;
математическую грамотность;
естественно-научную грамотность;
цифровую грамотность;
глобальные компетенции;
финансовую грамотность;
креативное мышление.
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.
Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Центральный компонент математической грамотности - связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
В своей работе я хотела бы рассмотреть несколько приемов работы с обучающимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока математики.
1. «Математические квадраты»
Материал: Квадрат с числами, среди которых верные результаты
Идея: математические квадраты позволяют формировать навыки устного счета, умение применять на практике полученные знания (например, компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения)
Как: учитель раздает квадраты, зачитывает задание, обучающиеся закрашивают верный результат
Итог: из верных ответов получается рисунок (буква, цифра и т.п.)
Пример
0
27
73
24
11
70
20
9
37
44
5
41
46
8
54
72
53
12
52
10
11
28
21
30
Сумма 23 и 18
Разность 50 и 23
Произведение 7 и 4
Частное 40 и 5
Чему равно 1 слагаемое, если сумма 97, второе слагаемое 44
36 уменьшить в 4 раза
Чему равно уменьшаемое, если разность равна 6, вычитаемое 66
3 умножить на 8
Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, разность 13
Чему равен Р квадрата со стороной 8 см
Выполни действия 5•8→-24→:4→•5
2.Приём-игра «Верно-неверно»
Материалы: Бланк для ответов
Идея: Формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащиеся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера
Как: учитель раздает рабочий лист с бланком ответов и текстовой информацией ( 10 заданий).Обучающиеся должны ответить «верно» знаком +, «неверно» знаком -
Итог: по образцу на доске или на слайде презентации обучающийся сверяет ответы и оценивает свою работу по предложенной шкале
Пример
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Периметр геометрической фигуры - это сумма длин всех сторон
Периметр квадрата со стороной 3 см равен 6 см
5 карандашей по цене 6 рублей стоят 30 рублей
Корень уравнения 56-х=16 равен 40
Корень уравнения х+23=41 равен 64
При умножении числа на 1 результат равен 1
На 0 умножать нельзя
Если 6 увеличить в 4 раза, а результат уменьшить на 5, то получим 18
Если 16 тетрадей раздать 4 ученикам поровну каждому, каждый получит 4 тетради
Результат вычитания называется уменьшаемым (шкала оценивания: 10 ответов - 5; 8-9 ответов - 4; 5-7 ответов - 3)
3. Найди ошибку
Чаще всего использую на этапе закрепления знаний. Предлагаю вариант базового уровня и повышенного уровня(на выбор)
Материалы: индивидуальные карточки, слайд презентации или доска
Идея: анализ умения проверять готовые решения, умения находить ошибку на уроках математики
Как: работа в паре, индивидуальная работа
Пример (по теме «Решение уравнений»)
Базовый уровень
Повышенный уровень
Х-29=7 х=36
а- 5х7=40 а=5
81:х=9 х=9
(60-х):7=2 х=36
100-х=67 х=33
9х4+а=78 а=42
В х 5=20 в=100
(36+27):х=9 х=8
А+ 51=90 а=29
Сх5:4=10 с=8
4. Найди свою пару в классе (второе название игры «Дуэт», «Трио», «Квартет»)
Материалы: карточки с цифрами
Идея: игра тренирует навыки счета, внимания, сосредоточенность
Как: Учитель читает пример. Встают ученики у которых есть карточка с правильным ответом. (образуются пары, тройки, четверки обучающихся)
Пример (счет в приделах 20, 100, таблица умножения и деления, состав числа и т.п.)
Использование данных приемов позволяет сделать вывод о положительной динамике формирования математической грамотности, дети активны на уроках. Разно-уровневые задания повышают у ребят интерес к предмету, к созданию своих математических заданий, желание участвовать в олимпиадах по предмету.