kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы функциональной грамотности на уроках математики»





Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках математики



Функциональная грамотность в ФГОС 2023 года - это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

В это понятие включают:

  • читательскую грамотность;

  • математическую грамотность;

  • естественно-научную грамотность;

  • цифровую грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • финансовую грамотность;

  • креативное мышление.

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Центральный компонент математической грамотности - связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы. Для решения проблемы математически грамотный обучающийся сначала должен:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

В своей работе я хотела бы рассмотреть несколько приемов работы с обучающимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока математики.

1. «Математические квадраты»
  • Материал: Квадрат с числами, среди которых верные результаты

  • Идея: математические квадраты позволяют формировать навыки устного счета, умение применять на практике полученные знания (например, компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения)

  • Как: учитель раздает квадраты, зачитывает задание, обучающиеся закрашивают верный результат

  • Итог: из верных ответов получается рисунок (буква, цифра и т.п.)

Пример






0

27

73

24

11

70

20


9

37

44

5

41

46

8

54

72

53

12

52

10

11

28

21

30






  1. Сумма 23 и 18

  2. Разность 50 и 23

  3. Произведение 7 и 4

  4. Частное 40 и 5

  5. Чему равно 1 слагаемое, если сумма 97, второе слагаемое 44

  6. 36 уменьшить в 4 раза

  7. Чему равно уменьшаемое, если разность равна 6, вычитаемое 66

  8. 3 умножить на 8

  9. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, разность 13

  10. Чему равен Р квадрата со стороной 8 см

  11. Выполни действия 5•8→-24→:4→•5

2.Приём-игра «Верно-неверно»
  • Материалы: Бланк для ответов

  • Идея: Формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащиеся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера

  • Как: учитель раздает рабочий лист с бланком ответов и текстовой информацией ( 10 заданий).Обучающиеся должны ответить «верно» знаком +, «неверно» знаком -

  • Итог: по образцу на доске или на слайде презентации обучающийся сверяет ответы и оценивает свою работу по предложенной шкале

Пример


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












  1. Периметр геометрической фигуры - это сумма длин всех сторон

  2. Периметр квадрата со стороной 3 см равен 6 см

  3. 5 карандашей по цене 6 рублей стоят 30 рублей

  4. Корень уравнения 56-х=16 равен 40

  5. Корень уравнения х+23=41 равен 64

  6. При умножении числа на 1 результат равен 1

  7. На 0 умножать нельзя

  8. Если 6 увеличить в 4 раза, а результат уменьшить на 5, то получим 18

  9. Если 16 тетрадей раздать 4 ученикам поровну каждому, каждый получит 4 тетради

  10. Результат вычитания называется уменьшаемым
    (шкала оценивания: 10 ответов - 5; 8-9 ответов - 4; 5-7 ответов - 3)

3. Найди ошибку

Чаще всего использую на этапе закрепления знаний. Предлагаю вариант базового уровня и повышенного уровня(на выбор)

  • Материалы: индивидуальные карточки, слайд презентации или доска

  • Идея: анализ умения проверять готовые решения, умения находить ошибку на уроках математики

  • Как: работа в паре, индивидуальная работа

Пример (по теме «Решение уравнений»)

Базовый уровень

Повышенный уровень

Х-29=7 х=36

а- 5х7=40 а=5

81:х=9 х=9

(60-х):7=2 х=36

100-х=67 х=33

9х4+а=78 а=42

В х 5=20 в=100

(36+27):х=9 х=8

А+ 51=90 а=29

Сх5:4=10 с=8

4. Найди свою пару в классе (второе название игры «Дуэт», «Трио», «Квартет»)
  • Материалы: карточки с цифрами

  • Идея: игра тренирует навыки счета, внимания, сосредоточенность

  • Как: Учитель читает пример. Встают ученики у которых есть карточка с правильным ответом. (образуются пары, тройки, четверки обучающихся)

Пример (счет в приделах 20, 100, таблица умножения и деления, состав числа и т.п.)

Использование данных приемов позволяет сделать вывод о положительной динамике формирования математической грамотности, дети активны на уроках. Разно-уровневые задания повышают у ребят интерес к предмету, к созданию своих математических заданий, желание участвовать в олимпиадах по предмету.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Приёмы функциональной грамотности на уроках математики

Автор: Юлия Анатольевна Шмелёва

Дата: 21.12.2024

Номер свидетельства: 662335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики."
    ["seo_title"] => string(70) "priiomy_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "585974"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1630220643"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Читательская грамотность на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(46) "chitatelskaia_gramotnost_na_urokakh_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "603217"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648116790"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок математики в 1 классе "Состав чисел 2-10""
    ["seo_title"] => string(40) "urokmatiematikiv1klassiesostavchisiel210"
    ["file_id"] => string(6) "293755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455542463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства