Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.
В статье речь идёт о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной школы. Рассматриваются некоторые приёмы, используемые в школьной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики.»
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование», формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.
Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Задачи, предлагаемые экспертами для оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они, все же, более предметные и привязаны к конкретной теме.
Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
В чем же заключается проблема при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач в основной школе, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
На своих уроках использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.
Задания, беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).
Время на уроке на обсуждение и решение таких задач уходит много, поэтому, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием, и предлагаю им задачу на дом. В 8 классе это происходит еженедельно, в 6 – чуть реже. На уроке мы обсуждаем предложения и идеи обучающихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок. Оцениваю активную работу учащихся, поощряются учащиеся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.
Каждый год на неделе математики мы проводим соревнования для 7-8 классов по решению практических задач по материалам PISA . Тема - финансовая грамотность. Это полезный для обучающихся опыт при формировании функциональной грамотности.
Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.