Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.»
Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Сейчас мы сталкиваемся со следующими проблемами:
многие дети имеют низкую скорость чтения;
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание;
Возникает противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Каковы же особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения (умение правильно прочитывать слова,
понимать смысл текста, выразительно читать).
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Наибольшую привлекательность для детей 1 класса имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения. На уроках обучения грамоте использую следующие приёмы для формирования навыка чтения.
1. Найди и прочитай 6 слов, которые начинаются с буквы А. АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А. СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О. МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
Вечером Женя с Митей ЛИШ ОП ЦЕУЛИ. ЕОЛВЗ ОИГРОД что-то чернело. Дети ШОЛИДОП БЛИПОЖЕ и увидели щегла. Птичка РЕВОПАЛИД ЫОЛРК. Женя ИРПЁНС ЛАЕГЩ домой. К весне ЛОЕГЩ СЯВИЛПРАОП. Женя ПУВЫСТИЛ ЕОГ на волю.
7. Кошка села на окошко (отработка навыка выразительного чтения). Предложить прочесть фразу (пословицы, поговорки, стихи) с различными интонациями: вопросительно, торжественно, грустно, задумчиво, весело.
8. Шрифты – зазнайки (тренировка целостного восприятия слова). Прочитай все слова, независимо от способа их написания. Слова написаны разными шрифтами и разными способами: переСКАзаЛи; недолеТЕЛ; теЛЕФОН; ПЕрекрёсТОК
9. Буква — проказница (развитие наблюдательности и внимания при чтении). Быстро прочитай пары слов, которые отличаются одной буквой - «проказницей»: козы – косы; рак – рад; сыр – сын; песенка – лесенка; сало – мало.
10. Найди. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
11. Замена. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
12. Работа с деформированными текстами вызывает интерес. Ребёнку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребёнка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается интерес и любовь ребёнка к СЛОВУ. Такие приёмы помогают учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Преимущество таких приёмов заключается в возможности творчески подходить к выполнению предложенных упражнений. Уходит монотонность и трудность процесса чтения. Играя, ребёнок легче запоминает буквосочетания, ему не нужно каждый раз их вновь прочитывать – так появляется необходимый навык. Вслед за этим приходит и целостное восприятие слова. Упражняясь в чтении текстов, внимание ребенка с технической стороны чтения постепенно переключается на его смысловое содержание и интонационную выразительность. Ребёнка перестают пугать «большие» тексты, появляется заинтересованность к описываемым событиям.
На начальном этапе обучения чтению главное – развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов.
№
Логические приёмы
Примеры заданий
1
Уровень – знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2
Уровень – понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3
Уровень – использование
Применить, проиллюстрировать, решить
4
Уровень – анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Чист и прозрачен воздух60. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся65 голоса. На дне лесного ручья70 виден каждый камешек, каждая тонкая75 травинка. По прозрачному высокому небу80 бегут и бегут облака. В85 погожие тихие дни летает над90 землёй, садится на лицо липкая95 паутина.
В эти осенние дни100 многие птицы готовятся к отлёту105.
Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи110. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки115. В шумные стайки собираются скворцы120, улетают на юг певчие птицы125. В дальний путь отправляются дикие130 гуси, покидают родные болота длинноногие135 журавли.
Выполните следующие задания, прочитав текст И. Соколова-Микитова «Осень в лесу».
Знания. Прочитай. Запиши ответы:
- Какой месяц наступил? ___________________________________
- Какие грибы растут ранней осенью?___________________________
- Какие ягоды можно встретить в осеннем лесу?____________________
- Какой воздух? ____________________________________
- Какие птицы готовятся к отлёту? _______________________________
- Какие птицы остаются зимовать? ______________________________
Понимание. Расскажи про признаки осени.
Применение. Приведите аргументы, подтверждающие название рассказа «Осень в лесу».
Анализ. Проанализируй текст. Выдели признаки живой и неживой природы.
Синтез. Составь план рассказа.
Оценивание. Опиши, какие признаки осени ты бы мог увидеть, оказавшись в осеннем лесу.