Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы"
Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы"
Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.
Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы" »
«Развитие познавательной деятельности учащихсяначальной школы»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Бочкина Татьяна Алексеевна
Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.
Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.
Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся.Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.
Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.
Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках. В начальном обучении широко распространеныдидактические, или обучающие игры.Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся
.«Выбери три слова»( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.На 9 карточках записаны девять слов:1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
вьюга
дубки
чулок
гриб
варенье
II
чучело
ручьи
подъезд
чум
склад
cъемка
ворона
град
подъем
ворота
клад
воробей
Игра « Почтальон»Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.Дети определяют, куда их пригласили.огород парк море школа столовая зоопаркгря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-какали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-кареди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-каморко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Игра « Шифровальщики»Цель:автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
лыжи
санки
коньки
жыил
ански
кьоинк
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Создание на уроках проблемных ситуаций развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся.С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
У
До
катился
С
Под
Учебные проекты.
«О братьях наших меньших»
(окружающий мир).
« Бабочки – живые цветы»
(окружающий мир)
Учебные проекты.
Проект«Помощники здоровья»
(технология)
«Путешествие в страну Считалию»
(математика)
Внимание
Найди 11 треугольников на раскрашенном рисунке.- Раскрась данные треугольники на нижнихрисунках.
Проблемное обучение
Решить удобным способом(40+10) - 7(60+10) – 4Вставить числа в окошки по данному образцу40 = 30 + 1080 = … + 1060 = 50 + 1050 = … + …
Опорные схемы
13
11
?
5
2
?
назад
Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства.