kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы совершенствования навыка чтения младших школьников на уроках обучения грамоте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навык чтения является одним из основных учебных умений, необходимых для усвоения учебных предметов не только в начальных классах школы, но и при дальнейшем обучении ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы совершенствования навыка чтения младших школьников на уроках обучения грамоте.»

Приемы совершенствования навыка чтения младших школьников на уроках обучения грамоте.



Школьное методическое объединение учителей начальных классов,

МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»


Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. 
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и освоения других дисциплин.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

В современной методической литературе выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

         На начальном, аналитическом, этапе формирования навыка чтения ребенок овладевает умением читать по слогам. Принято считать, что этот этап соответствует периоду обучения грамоте.

     Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения: восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. Ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода ученика на этот этап является наличие при чтении интонирования. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец понимает общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
        Этап автоматизации характеризуется как этап, на котором техника чтения доведена до совершенства и не осознается чтецом.

       Все  три  этапа формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года.

При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, а на последующих – пониманию текста.

Обучение чтению - длительный процесс, распадающийся на несколько этапов. В своей работе с первоклассниками на уроках обучения грамоте для совершенствования навыка чтения я использую дидактические игры, разработанные Инной Леонидовной Калининой, автор технологии формирования навыка чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ.

На этапе изучения и запоминания букв выполняем упражнение «Буквы спрятались». Мысленное представление недостающих элементов букв является хорошей тренировкой, способствующей умственному развитию учащихся. Такое упражнение помогает хорошо запомнить графический образ буквы, развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.

На следующем этапе учащиеся читают слоги разной степени трудности. В этом нам помогает разметка слов дугами и точками для чтения. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы читаем вместе, плавно, точки говорят о кратком прочтении. Используем чтение слоговых таблиц, разнообразив процесс чтения следующими упражнениями:

  1. « Спринтер» «Быстро прочитай слоги в строке (столбике)»

  2. «Сыщик». «Быстро найди и показать слог, прочитанный учителем.»

  3. «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая до конца последний слог. Учащийся находит слог в таблице, показывает и читает его.

На третьем этапе совершенствования навыка чтения мы читаем и понимаем смысл прочитанных слов. Целесообразно использовать следующие упражнения:

  1. «Разорви цепочку»

Несколько слов записаны в одну строчку без пробелов. Ученик находит и читает отдельно каждое слово.

котокитик рыбастонора

Это упражнение способствует развитию скорости чтения, тренирует зрительное восприятие, помогает в формировании навыка грамотного письма.

Чтение слов, имеющих одинаковую концовку

Вата рана

дата Лина

ворота картина

Читать слова следует несколько раз: сначала медленно, постепенно увеличивая темп, используя различную силу голоса, различную интонацию (весело, печально, голосом сказочного героя и т.д.)

«Фотограф»

Запомнить слова одного из столбиков. Закрыть глаза, после чего по памяти назвать как можно больше слов.

«Подбери слово…» Учитель называет слово - признак предмета, а дети выбирают из столбиков название подходящего предмета.

На 4 этапе читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста. Материал для чтения дается детям в нескольких вариантах:

1 вариант- текст записан привычным шрифтом

2 вариант- использование стилизованного шрифта

Использование на практике описанной системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов. Сформированный навык чтения - это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, источник получения информации, необходимое условие   качественной успеваемости.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Приемы совершенствования навыка чтения младших школьников на уроках обучения грамоте.

Автор: Тукалова Надежда Сергеевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-eliemientov-a-m-kushnira-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "182523"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425547541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Совершенствование читательской активности обучающихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(86) "soviershienstvovaniie-chitatiel-skoi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "243293"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445690416"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства