Просмотр содержимого документа
«"Приемы работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников"»
Приемы работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников
«Не спешите учить, а спешите научить детей учиться».
Орфография и ребенок младшего школьного возраста.
Орфография и интерес малыша к изучению русского языка.
Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания.
Как соединить одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?
«Что делать?- извечный русский вопрос. Что делать, если русские дети не умеют грамотно писать по-русски? Что делать, если наши русские дети не любят русский язык именно из-за орфографии – слезы из-за двойки, бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к правописанию?
Как научить грамотно писать? Можно ли учить самому русскому правописанию, а не энному количеству правил?
В традиционных методиках учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок. Такая форма работы становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены (места пропуска букв) и первое действие за ученика уже выполнено. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П.С. Жедек, М.Р.Львова, В.В. Репкина, М.М.Разумовской, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М.Р.Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко–буквенного анализа слов» (Львов М.Р.Правописание в начальных классах. М., Просвещение, 1990).
Существенные шаги в этом направлении были сделаны в методике Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Еще в 60-70-е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. На основных принципиальных положениях системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова отечественными педагогами разработана методика работы по формированию орфографической зоркости, которые я применяю в своей работе. Конкретные приемы обучения может использовать любой учитель, работающий по традиционной системе и в системе Л.В. Занкова.
Используемая мной методика по формированию правописания безударных гласных, позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова.
Система работы по развитию орфографической зоркости разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.
На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в слове может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3-4-варианта заданий следующего типа.
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слова на один знак больше предыдущего.
Шар рыба груша спички крыльцо чудесный
Шум волк крыло бумага пустыня зубастый
Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника
Ира кеды парта люстра тюльпан стройный
Ася дыня полка радуга духовка
Оля пуля папка шнурок ударный
Сом бусы крупа крючок круглый
Кот Лена школа вулкан бабушка
Бор Ната шкура бамбук дедушка
Бак Гена ручка кактус стрелка
Бык Нина точка тронул красный
Рот Вера шляпа трудна слыхали
Гол куры бочка рубили журавль
Гул мама майка голуби встреча
Вой корм крыша жмурки книжный
Вол тигр марка страус игрушка
Пол розы буфет улитка кукушка
Вес грач пачка кузнец букашка
Нос муха вишня журчит фуфайка
Ель крот кухня отруби дружный
Дом смех чашка хищный каркнул
Дым волк лампа глупый
Дно урок маска банька
Бук бант брюки трубил
Ком барс хвост коршун
Ива брат горка радуга
Кол полк крошка птичка
Рак врач галка свинка
Сор утки палка волки
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.
Гласный звук, на который падает ударение называется ударным. Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчетливо и ясно. Это его сильная позиция: травы, доски.
Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция: трава, доска.
Тип заданий на втором этапе.
Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить зеленой пастой и точкой снизу.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
Запись в тетради.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
Буква, обозначающая любой безударный гласный звук ( кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой – ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.
Задание.
Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денек, играет с другом, повар.
На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка.
Запись в тетради.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денек, играет с другом, повар.
Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте,осенний денек, играет с другом, повар.
М-р-сил, н- сп-не, зимн- - сум-рк-, в-к-вы- д-ревья, з-др-мал-, -зд-л-ка, в парт- , -сенн-й д-нек, -гра-т с друг-м.
На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка.
На полянеодиноко стояла молоденькая стройная елочка.
На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. ( Безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] – буквами е, я, ю, и).
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
- Возможна ли ошибка в слове горы? – спрашивает учитель.
Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).
- А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово «гара»? Что произойдет ?
При записи слова «гара» его значение не изменилось, произношение тоже осталось прежним. Мена букв о – а в словах гора «гара» - явление чисто орфографическое.
Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова (г-ра). Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма (орфо-правильный, грамма – запись).
По свидетельству М.М. Разумовской, в ее работе «Методика обучения орфографии в школе» «под орфограммой понимается такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически возможным».
Система заданий на четвертом этапе.
Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет.
Запись в тетради.
Г[о]ры - г[а]ра.
С[о]вы - с[а]ва.
С[о]сны - с[а]сна.
Тр[о]пы - тр[а]па.
Гр[о]зы - гр[а]за.
Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] появился звук [а] в слабой позиции.
Стены - ст[и]на.
Реки - р[и]кА.
Свечи - св[и]ча.
Земли - з[и]мля.
Стрелы - стр[и]ла.
На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.
В предложении на месте гласных в слабой позиции записать мену букв.
Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
Запись в тетради.
Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
Вет-р с сил-й н-л-та-т н- д-ревья и срыва-т п-следн-- л-сточк-.
Веет-р с сил-й н-л-та-т н- д-ревья и срыва-т п-следн-и л-сточк-.
Отмечается, что нет мены букв ы, у, ю; в конце слова – у, а, я (сырок, уб-жал, люблю, парта, Коля).
Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв.
Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.
Проследим путь осознанного выделения критериев орфограммы в слове пенек.
Ученик.- [п'ин'ок].
Учитель.- Есть в слове безударный гласный?
Ученик.- Да.
Учитель.- Можно допустить ошибку?
Ученик.- Можно.
Учитель.- Почему?
Ученик.- Есть выбор букв е/и, можно выбрать не ту букву. Звук [и] в слове может давать две буквы е, и.
[п' ин' ок].
^
еи
Результатом такой работы является следующий образец рассуждения:
«В слове пинок можно допустить ошибку. Есть гласный в слабой позиции и у него есть выбор букв е/и. Значит, можно выбрать при написании не ту букву.
В слове дубы есть гласный в слабой позиции, но у него нет выбора букв. Ошибиться при написании нельзя».
Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не менее это необходимо, потому что подобное рассуждение – осознанная основам навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учеником как образец, и монолог ученика, но главным образом – выполнение заданий.
Задание.
Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Указать выбор.
Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, веселый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под корнями сосны, на катке, качал.
Запись в тетради.
Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.
Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.
Задание.
В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е.
Запись в тетради.
Грачи, гр-чи, гр-чи (грач), грачи.
Зима, з-ма, з-ма (зимы), зима.
Кормил, к-рмил, к-рмил (корм), кормил.
Лесной, л-сной, л-сной (лес), лесной.
Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в слове.
В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов.
Итоговая контрольная работа показала, что предполагаемая система конкретных операций дает хорошие результаты уже к концу обучения в 1 классе, 80% учащихся справились с заданиями.
Текст контрольного задания.
В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, найти и выделить орфограммы (зеленой пастой).
Кумушка – лиса.
У лисы зубки остры , ушки на макушке. У кумушки – лисы шуба теплая.
Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно.
Лисонька смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.
( По К. Ушинскому).
Данная методика находит конкретное воплощение во 2 и в 3 классах.
Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.
Если в 1 и 2 классах для орфографической работы используются в основном слова разных частей речи с «открытым» корнем, то с 3 класса в орфографическое поле включаются слова со «спрятанным» корнем, слова с более сложной морфемной структурой (многоморфемные слова), слова с корнями - омофонами.
Фундаментальная для русской орфографии операция перевода слабой позиции в сильную в 3 и 4 классах переносится на все другие морфемы и прежде всего на окончания существительных и прилагательных.
Например, при изучении безударных окончаний существительных первого, второго и третьего склонения в 3 классе усвоенная ребенком на корне операция «перевода слабого к сильному» переходит на окончания. Учитывая возраст учеников, для маленьких предлагаются готовые слова – помощники, каждое из которых обыгрывается. Для существительных каждого склонения – одно-два слова, ударные окончания которых подсказывают правильное написание: и или е, о или а в окончании.
Слова – помощники, слова- подсказчики должны быть яркими, только тогда они хорошо запомнятся детьми. Подстановку делаем игрой: веселой и приятной, нужно чтобы на помощь приходило слово, вызывающее положительные эмоции: слово из любимой сказки, мультипликационного фильма, из жизни. Например, из народной сказки « О коте Котофее Ивановиче и лисе Лизавете Ивановне …».
1- е склонение-лиса
2 – е склонение-кот
3 – е склонение-любовь
Пишешь песенку Машеньки из сказки и не знаешь, что вставить в безударные окончания:
Неси бабушке…
Неси дедушке…?
Зови на помощь лису – она обязательно выручит: лисе - окончание - е, значит бабушке и дедушке.
Стихи о медвед.? Стихи о коте. Стихи о медведе!
Пишу в тетрад.? Пишу в любв.! Пишу в тетради!
Усваивая, что безударную гласную корня надо проверять ударной в том же корне, то детям уже не трудно усвоить аналогичную операцию с другими частями слова: «Безударную гласную в окончании проверяю тем же окончанием (того же склонения!), тем же суффиксом и той же приставкой».
Для имен прилагательных прекрасными помощниками при написании безударных окончаний являются сами вопросы: какой? какая? какое? какие?
Изучение орфографии с опорой на фонематический принцип позволяет уйти от простого заучивания, запоминания разных правил к осмыслению самой сути правил – разные правила оказываются подчиненными одной операции: переходу от слабой позиции, где звуки не различаются, к сильной, где звуки различаются.
«И все – таки она хорошая!». Русская орфография, действительно, хорошая, и тысячу раз прав был М.В.Панов, назвав свою книгу об орфографии «И все – таки она хорошая!». В ней все устроено разумно. И эту логику важно сделать понятной для детей в начальных классах. Тогда они, перейдя в среднюю школу, не будут к «куче» приобретенных в начальной школе правил добавлять еще и «груду» исключений. Они, действительно, будут совершенствовать то, что уже приобрели в области орфографических навыков.
«Не спешите учить, а спешите детей учиться». К обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение.
Литература
1.П.С.Жедек.В.В.Репкин. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии. Обучение орфографии в восьмилетней школе. М., «Просвещение»,1974г.
2.М.Р.Львов. Перспективы методики правописания в начальных классах. Журнал «Начальная школа», №8, 1989г.
3.М.Р.Львов. Правописание в начальных классах. М., «Просвещение»,1990г.
4.М.М.Разумовская. Методика обучения орфографии в школе. М., «Просвещение», 1992г.
5.М.М.Разумовская. Основные направления в обучении орфографии в школе. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М., «Просвещение», 1982г.
6.В.В.Репкин. Формирование орфографического навыка как умственного действия. Журнал «Вопросы психологии», №2,1960г.
7.В.А.Ильяшенко.Формирование орфографической зоркости у первоклассника. Журнал «Начальная школа», №6, 2000г.
8.А.А.Бондаренко.Орфография для малышей. Журнал «Начальная школа», №5, 2002г.