Работа над лирическим произведением - это сложный вид работы, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир. Сегодня я представляю практическое занятие, где на примере стихотворения Ф. И.Тютчева «Листья» покажу, как можно провести анализ лирического произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы над лирическим произведением»
Приемы работы над лирическим произведением.
Чибилькаева Ольга Шамилевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 32 имени Сергея Ткачева»
Аннотация
Работа над лирическим произведением - это сложный вид работы, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир. Сегодня я представляю практическое занятие, где на примере стихотворения Ф. И.Тютчева «Листья» покажу, как можно провести анализ лирического произведения.
Цель мастер – класса: поделиться с коллегами приёмами работы над лирическим произведением
Задачи мастер-класса:
- показать приём структурирования задач урока, языковых выразительных средств автора
- продемонстрировать приёмы работы над лексическим значением слова, способами эмоционального воздействия на обучающихся
Перечень материалов, инструментов и оборудования: конверты для работы в парах, проектор, экран, доска, схема.
Ход мастер-класса.
Вводный этап.
1.Сообщение темы и целей урока.
тихая
?
золотая дождливая
застенчивая хмурая
славная
-Коллеги, прочитайте слова, записанные на слайде, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)(Слайд 1)
- Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением «Листья», которое посвятил самому красивому времени года- осени, известнейший поэт Ф.И. Тютчев(слайд 2)
2. Этап речевой разминки так же важен. На этом этапе настраивается речевой аппарат ребёнка, а также позволяет восстановить в памяти какие-то литературоведческие понятия. Я предлагаю следующую речевую разминку.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
( В. Голяховский)
Прочитайте стихотворение глазками.(слайд 3)
О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)
В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?
Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)
А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)(Слайд4)
Какой звук нужно для этого выделять? (ш)
Как называется такой приём в поэзии? (аллитерация) (Карточка со словом помещается на доску.)
- Что такое аллитерация? (АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.)
Далее прошу прочитать детей это стихотворение: хором медленно, быстрее, скороговоркой.
А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать? (найти слова, на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.)
Основной этап.
- Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.
Основной этап
3. Первичное восприятие текста.
Текст читается учителем.(под музыку)
Лучше всего читать лирические произведения наизусть на фоне музыки, а детей попросить закрыть глаза и представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.
- Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
После опроса детей, какие картины природы они представили, обязательно нужно нарисовать свою картину, что будет являться примером, образцом художественной речи.
( Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…)Слайд 5
4. Словарная работа. Работа в парах. (Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)
- В стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. Обязательно далее следует проверка выполненной работы.
Тощая редкая, бедная
Не свежа не меняется ежегодно
Племя группа
Краткое короткое
Зефиры южные ветры
Даром просто так, без дела
Буйные сильные
Докучные надоевшие
Данный вид словарной работы учит соотносить слова с их ЛЗ, обогащает словарный запас уч-ся, развивает речь, учит детей работать в парах.,
После словарной работы текст прочитывается ещё раз самими учащимися, определяется тема и идея стихотворения. А затем я детям предлагаю заполнить таблицу. Таблица заполняется на доске под руководством учителя, а также можно предложить заполнить и детям в тетрадях. Давайте попробуем это сделать. Данная таблица есть у каждого на столе.
Художественные средства выразительности к этому времени уже ребятам знакомы.
Задавая вопросы, мы постепенно заполняем все столбики таблицы.(слайд6)
Ф.И Тютчев «Листья»
Образ
Характеристика
Худ. средства
Вывод
Сосны и ели
Спят
Тощая зелень, как иглы ежа
Не желтеет - не свежа
олицетворение
эпитет, сравнение
протипоставление (антитеза)
Спокойно, размеренно
Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться
Племя, мы
Легкое
Цветем и блестим
Краткое время
Играли,
купались
даром
Сорвите
Умчите
Ждать не хотим
летим
эпитет
метафора
эпитет
олицетворение
Радостно, с чувством гордости, превосходства, упоения жизнью
скорость
лето
красное
эпитет
красота
лучи
побледнели
Метафора, олицетворение
уныние
зефиры
ушли
метафора
грусть
ветры
буйные
эпитет
упоение
ветви
докучные
эпитет
нетерпение
- Таким образом, составляя таблицу, мы учим детей вчитываться в каждое слово, понимать, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ, пытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить же, конечно, картины осенней природы.. - Очень важно продумать вопросы, которые постепенно должны подводить ребёнка к определённому выводу о правильном прочтении тех или иных строчек стихотворения. Ведь основная задача в начальной школе: научить выразительному чтению.
7. Работа над выразительным чтением и само чтение.
Работа над выразительным чтением продолжается. На этом этапе детям предлагается выделить слова, на которые падают логические ударения и в нужном месте, расставить паузы.
Заключительный этап
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в стихотворении? (Долгий, однообразный и не долгий, активный, энергичный). – Поэт и нам предлагает сравнить и подумать: какая жизнь лучше?
– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки – символ долгой и однообразной жизни или листья – символ яркой и краткой жизни. – Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения учениками). – Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно назвать счастливым.
Список использованной литературы:
1.Скубачевская Л.А.ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник . М. :Зксмо,2013,- 400 с.
2.Глазунов В.И.. Экзамен по литературе. Москва. Компания «Евразийский Регион» ,1998 г,105 с
3.Демидова М. Ю. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе .В 2- х частях.-2 – е изд.- М.: Просвещение, 2010 г.- 215 с.
4.Самыкина С.В. и др. Учебные ситуации на уроках разных предметных областей в начальной школе.- Самара : СИПКРО, 2018 г.- 68 с.
5.Самыкина С.В. и др. Моделирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО - Самара : СИПКРО, 2018 г.-28 с.
6.Кутявина С.В.. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. - 2- е изд. – М.: