Сценарий открытого урока по литературе.
Тема урока: «Белеет парус одинокий…»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Ход урока:
Вступление.
Прозвенел долгожданный звонок.
Начинается урок. Давайте поприветствуем наших гостей – учителей русского языка и литературы Ремонтненского района. Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. Мы начинаем. Будьте внимательны, думайте и не бойтесь высказывать свои мысли.
Мотивационный этап. Минуты вдохновения.
Послушайте звуки природы. (слайд 1)
- Что вы слышите? (море, чайки)
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
– Ребята, а каким вы представляете море? Подберите эпитеты к слову море.
- Посмотрите, каким видел море художник Айвазовский. (репродукции)
- Что общего во всех этих картинах? (корабли) Какие они? (парусные)
-Знакомы ли вы со словом парус?
Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова «Парус». Неопытной рукой художник, может быть даже 14-летний (этот рисунок датируют 1828-1831 годами), нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя моря. Так сильна была его мечта о нём – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов-художник. Несколько лет спустя создал её Лермонтов-поэт… Наше общение на уроке будет связано с образами моря и паруса.
Предположите, какая тема нашего занятия?
Мы познакомимся со стихотворением «Парус» М.Ю. Лермонтова.
2. Постановка проблемы . (слайд 3)
-Мы на прошлом уроке узнали такие понятия, как ритм, рифма, лирика.
-Как вы считаете, для чего они нужны нам на уроке?
Сформулируйте цели. (Анализировать и научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение)
( Ответы учеников, обобщение)
Для названия нашего урока я взяла строчку из этого стихотворения. Почему именно эту и к чему или кому можно отнести данные слова? К концу урока, я думаю, мы ответим на эти вопросы.
Очень многие поэты говорят: моя биография в моих стихах. Я думаю, это относится и к Лермонтову. Чтобы понять секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус», нужно узнать о самом авторе.
3. Подготовка к первичному восприятию стихотворения
Прослушаем и узнаем предысторию стихотворения «Парус».
Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Подумайте, что чувствовал Михаил Лермонтов в этот период жизни?
- Прослушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
4. Первичное восприятие стихотворения
1. каким настроением проникнуто стихотворение?
2. какие мысли вызвало оно у вас?
3. какова композиция этого стихотворения. (3 строфы)
- И я предлагаю с особым вниманием, вдумчиво перечитать каждую строфу.
5. Вторичное восприятие стихотворения
– Обратимся к поэтическому тексту. Анализ стихотворения. Вопросы у вас в рабочем листе.
- Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение?
- Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?
- О чем говорят две последние строки каждой строфы?
- Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?
- Почему парус называют «мятежным»?
- Определите размер стиха. (четырехстопный ямб)
- Определите рифму. (перекрестная)
- Что же придаёт стихотворению особую выразительность?
(средства выразительности, тропы.)
Найдите средства выразительности. (дети называют + инверсия)
Олицетворения: парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.
Антитеза: ищет – кинул, далёкой – родном. Позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить отношение к описываемым явлениям.
Эпитеты: золотой луч, край родной. Помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Метонимия: струя лазури, луч солнца. Придают изображаемому эмоциональную окраску, помогают наиболее ярко изобразить явление.
Прочтение стихотворения учащимися.
Вывод: Оно может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения. А вы как думаете? Какие человеческие чувства передает автор?
Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт?
6. Физминутка. Игра «Цунами в океане» (по команде «штиль»- замираем, по команде «цунами» начинаем вставать по рядам через 3 секунды, по команде «тайфун» - без интервала).
7. Музыкальная страничка. (Метапредметные связи).
Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.
- Прослушайте романс А. Варламова “Парус”, написанный на стихи Лермонтова. Определите характера музыки.
На доске слова для справок:
напряжённо задумчиво
стремительно размеренно
взволнованно не спеша
бурно торжественно
порывисто спокойно
Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.
А что подчеркнул певец, исполняя романс?
А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).
Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации?
8. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
Отправляем корабли в плавание. Кораблик оранжевый - вы узнали на уроке новое, интересное, вам понравился урок. Кораблик зелёный – остались равнодушны, не понравился.
9. Домашнее задание:
1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»;
2) нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».
10. Организованное окончание урока.