kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 5 класс «Белеет парус одинокий…» Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 5 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Т.Ф.Курдюмовой. Тема урока «Белеет парус одинокий…» Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Это первый урок знакомства с поэзией М.Ю.Лермонтова. Задачи: рассмотреть тему одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2) выявить художественное своеобразие стихотворения 3) углубить работу над средствами выразительности 4)воспитывать эмоциональную сферу, стремление к сотрудничеству 5) развивать умение исследовательской работы с текстом Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворения, музыкальные композиции, картины художников. Тип урока : комбинированный. Осуществляла данные подходы: УУД: Л.: развитие морального сознания и компетентности в области решения моральных проблем на основе личного выбора П.: овладение процедурами смыслового чтения К.: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственную мысль, высказывать свою точку зрения Р: планирование и регуляция собственной деятельности Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми. На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (звуки природы. картины). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД. На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления. Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с картинами Проводилась дважды на уроке работа в паре, как важный аспект развития коммуникативных УУД. При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск языковых средств. На заключительном этапе урока устный мини-вывод способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

Сценарий открытого урока по литературе.

Тема урока: «Белеет парус одинокий…»

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Ход урока:

  1. Вступление.

Прозвенел долгожданный звонок.

Начинается урок. Давайте поприветствуем наших гостей – учителей русского языка и литературы Ремонтненского района. Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. Мы начинаем. Будьте внимательны, думайте и не бойтесь высказывать свои мысли.

  1. Мотивационный этап. Минуты вдохновения.

Послушайте звуки природы. (слайд 1)

- Что вы слышите? (море, чайки)

- Как вы думаете, чем поражает человека море?

– Ребята, а каким вы представляете море? Подберите эпитеты к слову море.

- Посмотрите, каким видел море художник Айвазовский. (репродукции)

- Что общего во всех этих картинах? (корабли) Какие они? (парусные)

-Знакомы ли вы со словом парус?

Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова «Парус». Неопытной рукой художник, может быть даже 14-летний (этот рисунок датируют 1828-1831 годами), нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя моря. Так сильна была его мечта о нём – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов-художник. Несколько лет спустя создал её Лермонтов-поэт… Наше общение на уроке будет связано с образами моря и паруса.

Предположите, какая тема нашего занятия?

Мы познакомимся со стихотворением «Парус» М.Ю. Лермонтова.

2. Постановка проблемы . (слайд 3)

-Мы на прошлом уроке узнали такие понятия, как ритм, рифма, лирика.

-Как вы считаете, для чего они нужны нам на уроке?

Сформулируйте цели. (Анализировать и научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение)

( Ответы учеников, обобщение)

Для названия нашего урока я взяла строчку из этого стихотворения. Почему именно эту и к чему или кому можно отнести данные слова? К концу урока, я думаю, мы ответим на эти вопросы.

Очень многие поэты говорят: моя биография в моих стихах. Я думаю, это относится и к Лермонтову. Чтобы понять секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус», нужно узнать о самом авторе.

3. Подготовка к первичному восприятию стихотворения

Прослушаем и узнаем предысторию стихотворения «Парус».

Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Подумайте, что чувствовал Михаил Лермонтов в этот период жизни?

- Прослушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832



4. Первичное восприятие стихотворения

1. каким настроением проникнуто стихотворение?

2. какие мысли вызвало оно у вас?

3. какова композиция этого стихотворения. (3 строфы)

- И я предлагаю с особым вниманием, вдумчиво перечитать каждую строфу.

5. Вторичное восприятие стихотворения

Обратимся к поэтическому тексту. Анализ стихотворения. Вопросы у вас в рабочем листе.

- Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение?

- Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?

- О чем говорят две последние строки каждой строфы?

- Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?

- Почему парус называют «мятежным»?

- Определите размер стиха. (четырехстопный ямб)

- Определите рифму. (перекрестная)

- Что же придаёт стихотворению особую выразительность?

(средства выразительности, тропы.)

Найдите средства выразительности. (дети называют + инверсия)

Олицетворения: парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.

Антитеза: ищет – кинул, далёкой – родном. Позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить отношение к описываемым явлениям.

Эпитеты: золотой луч, край родной. Помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Метонимия: струя лазури, луч солнца. Придают изображаемому эмоциональную окраску, помогают наиболее ярко изобразить явление.

Прочтение стихотворения учащимися.

Вывод: Оно может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения. А вы как думаете? Какие человеческие чувства передает автор?

Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт?

6. Физминутка. Игра «Цунами в океане» (по команде «штиль»- замираем, по команде «цунами» начинаем вставать по рядам через 3 секунды, по команде «тайфун» - без интервала).

7. Музыкальная страничка. (Метапредметные связи).

Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

- Прослушайте романс А. Варламова “Парус”, написанный на стихи Лермонтова. Определите характера музыки.

На доске слова для справок:

напряжённо задумчиво

стремительно размеренно

взволнованно не спеша

бурно торжественно

порывисто спокойно

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.

А что подчеркнул певец, исполняя романс?

А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).

Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации?

8. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

Отправляем корабли в плавание. Кораблик оранжевый - вы узнали на уроке новое, интересное, вам понравился урок. Кораблик зелёный – остались равнодушны, не понравился.

9. Домашнее задание:

1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»;

2) нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».

10. Организованное окончание урока.



Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист



ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

Вопросы 1

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Какие мысли вызвало оно у вас?

3. Какова композиция этого стихотворения?

Вопросы 2

- Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они?

- О чем говорят две последние строки каждой строфы?

- Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?

- Почему парус называют «мятежным»?

- Определите размер стиха.

- Определите рифму.

- Что же придаёт стихотворению особую выразительность?


Вопросы 3

Найдите средства выразительности.

Просмотр содержимого презентации
«ПАРУС»

Подберите эпитеты к слову море

Подберите эпитеты к слову море

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

«Парус»

Цели:  анализировать, научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение

Цели: анализировать, научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение

«Белеет парус одинокий…» 1814-1841

«Белеет парус одинокий…»

1814-1841

1832 год. Переезд в Петербург.  Отказ на просьбу о принятии в Петербургский университет.  Лермонтову 18 лет.  У Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».
  • 1832 год. Переезд в Петербург.
  • Отказ на просьбу о принятии в Петербургский университет.
  • Лермонтову 18 лет.
  • У Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».
ПАРУС  Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?..   Играют волны – ветер свищет,  И мачта гнется и скрыпит...  Увы, – он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой...  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!

ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, – он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие мысли вызвало оно у вас? Какова композиция этого стихотворения?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Какие мысли вызвало оно у вас?
  • Какова композиция этого стихотворения?

1 строфа  Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?..

1 строфа Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

  • Почему парус «одинокой»?
  • Что такое «туман моря»?
  • Почему столько вопросов?
  • Кто задаёт эти вопросы?
  • Почему столько многоточий?
  • Почему в первом предложении восклицательный знак?
2 строфа Играют волны – ветер свищет,  И мачта гнется и скрыпит...  Увы, – он счастия не ищет  И не от счастия бежит! Почему после «играют волны» стоит тире? Что значит «ветер свищет»? Что такое счастие? «Увы, – он счастия не ищет…». Почему «увы…»?  Что же ему нужно, если «он счастия не ищет и не от счастия бежит»?

2 строфа

Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, – он счастия не ищет И не от счастия бежит!

  • Почему после «играют волны» стоит тире?
  • Что значит «ветер свищет»?
  • Что такое счастие?
  • «Увы, – он счастия не ищет…». Почему «увы…»?

Что же ему нужно, если «он счастия не ищет и не от счастия бежит»?

3 строфа

3 строфа

  • Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
  • - Что значит «мятежный»?
  • - Где парус, если «под ним струя светлей лазури», «над ним луч солнца золотой»?
  • - Зачем он просит бури?
  • - Какой ему нужен покой?
Найдите средства выразительности. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией .  Антитеза (от греч. противоположение), сопоставление противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Найдите средства выразительности.

Необычный порядок слов в предложении называется инверсией .

Антитеза (от греч. противоположение), сопоставление противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Белеет парус…  Играют волны… … в краю родном?.. … в стране далекой? инверсия   Ищет-кинул Далеком-родном
  • Белеет парус…
  • Играют волны…
  • в краю родном?..
  • в стране далекой?

инверсия

  • Ищет-кинул
  • Далеком-родном

антитеза

Произведение может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения
  • Произведение может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения .

«Цунами в океане»

«Цунами в океане»

Прослушайте романс
  • Прослушайте романс

А. Варламова “Парус”, написанный на стихи Лермонтова.

Определите характер музыки.

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки?

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки?

  • напряжённо задумчиво
  • стремительно размеренно
  • взволнованно не спеша
  • бурно торжественно
  • порывисто спокойно
Что понравилось на уроке?  Кораблик оранжевый - вы узнали на уроке новое, интересное, вам понравился урок.  Кораблик зелёный  – остались равнодушны, урок не понравился.
  • Что понравилось на уроке?
  • Кораблик оранжевый - вы узнали на уроке новое, интересное, вам понравился урок.
  • Кораблик зелёный – остались равнодушны, урок не понравился.

«Синквейн». 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

«Синквейн».

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гамалий Елена Викторовна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока по теме: "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "212125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431763027"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства