Просмотр содержимого документа
««Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»»
«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе».
Свое выступление я бы хотела начать со слов А.С. Пушкина
«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство». СЛАД 2.
И действительно, сейчас в современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого, ни секрет, что дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
И зачастую в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. СЛАЙД 3. В результате не успевает по всем предметам. Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая.
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения.
Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.
СЛАЙДЫ 4,5,6.
В своей работе по формированию читательской грамотности у младших школьников я использую определенные приемы и техники, о которых хочу вам напомнить.
Отработка технической стороны чтения
1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут
3. «Чтение вслух;
4. «Чтение про себя»
5. «Хоровое чтение»
6. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.
7.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.
Отработка смысловой стороны чтения
1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. СЛАЙД 7,8.
Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А: АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
3. «Потерянные буквы».СЛАЙД 12-13. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте:
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S
N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J UT
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h
N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Данный прием также можно использовать и на уроках русского языка, зашифровав например словарные слова, или части речи.!!!!
6. Прочитай поговорку правильно. СЛАЙД 14-18(сосредоточься на смысле поговорки):
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Данные задания можно применять при изучении раздела «Устное народное творчество».
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё предмет,
на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий
мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами.
Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа,
которые плавно переходят из одного в другой: 1 этап - подготовительный (до
начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, асте-
роид)
2. Использование загадок по теме текста(детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опя-
та, лисички, мухомор)
3. Составление пазлов(детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат
разрезанные на части картинки с изображением животных)
5. Анонс предстоящей работы( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-
плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в
Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
1. Словарная работа(по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор,
меридианы, параллели, масштаб)
2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________
Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)
Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение:
“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _______________________________
5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы»
находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -
животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)
6. Чтение с остановками. (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
1. Работа с пословицами. (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
дели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
4. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
Пример: 4 класс, по темам исторического блока.
5. Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
Работа с текстом так же ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие
преимущества:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного,
Информационно-насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
ВЫВОД:
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и техник
у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.