Преемственность в обучении. Проблемы. Поиски. Решения.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГК ОУ РО общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования №33 г.Новошахтинска осуществляется с 2010 года.
Трудности, возникающие при переходе из начальной школы в основную
- смена социальной обстановки;
- изменение роли учащегося;
- увеличение учебной нагрузки;
- изменения стиля общения учителей с детьми
- отсутствие единства требований педагогов
Переход на более высокий образовательный уровень оказался болезненным
1. Требования к результатам
Преемственность
– это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Требования:
- Кадры.
- Информационное пространство.
- Материально-техническое обеспечение.
- Учебное оборудование.
- Финансовые условия (мотивационные).
Сколько денег ни вкладывай
в оборудование и новостройки,
без харизматичного учителя
толку не будет!!!
- Нужны учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».
- «Новая школа», которую собирается строить Россия,
состоится только с появлением нового учителя, блестяще образованного, эрудированного, признанного лидера!!!
Кадровые условия введения ФГОС ООО
Уровень квалификации работников ОУ, реализующих основную образовательную программу основного общего образования должен соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям(первой или высшей), которые устанавливаются при аттестации.
Необходимо организовать постоянно действующий совместный семинар педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии с ФГОС (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).
1. Требования к результатам
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней
основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков рамках отдельных дисциплин
ребования к результатам ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
О ТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ФГОС:
- Системно – деятельностный характер
- Цель - не предметный,
а личностный результат
Взаимопосещение уроков педагогами
Призеры конкурса «Лучший урок-2015»
Меньшикова С.Н.
Калинина Т. А.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС
І. Заседание МС школы с целью разработки критериев готовности учителей к введению ФГОС; проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС;
ІІ. Анализ готовности к работе по ФГОС в среднем звене: самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС; посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом);
ІІІ. Заседание МС школы с целью: составление перечня затруднений; выявление уровня готовности педагогов к переходу работы по ФГОС; формирование мотивационного компонента готовности педагогов.
Организация деятельности общеобразовательного учреждения по введению нового стандарта общего образования на основной ступени
Первый этап – Подготовительный
Задача этого этапа – создание команды педагогов по разработке плана – графика введения ФГОС в 5 кл.
Организация деятельности общеобразовательного учреждения по введению нового стандарта общего образования на основной ступени
Второй этап – Прогностический
Задача второго этапа определение необходимых изменений в существующей образовательной системе ООО школы
В ООП ООО сделать акцент на содержательный раздел программы
- Программа развития УУД;
- Программа воспитания и социализации воспитанников;
- Программа ИКТ-компетентности воспитанников;
- Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности»;
- Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
ПОРТРЕТ УЧЕНИКА:
Начальное образование
Основное образование
Школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
Среднее образование
Быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
Преемственная, но углубленная и дополненная характеристика выпускника начальной школы.
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
Необходимые изменения в существующей образовательной системе ООО
2) Изменения в учебном плане
С 5 класса ведутся (новые, дополнительные предметы) К примеру: биология, обществознание, география.
Внеурочная деятельность
(не менее 5-6 часов)
Необходимые изменения в существующей образовательной программе
3) Изменения в содержании рабочих учебных программ и программ внеурочной деятельности
Структура рабочей программы:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка;
- Содержание учебного предмета, курса;
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ( учебное сотрудничество, индивидуальная учебная деятельность , игровая деятельность, творческая, трудовая деятельность, спортивная деятельность).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Содержание образования
Планируемые результаты
личностные
Вид контроля
предметные
Дата
метапредметные
Проектн деят-ть
- Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Результаты формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).
- Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся в соответствии с ООП НОО и ООО.
- Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
- Список литературы (основной и дополнительной).
Необходимые изменения в существующей образовательной системе ООО
4) Применение передовых образовательных технологий
Базовые образовательные технологии, применяемые в школе :
- технология проектов;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- ИКТ;
- исследовательская деятельность учащихся.
Научно-практическая конференция учащихся
Победитель областного конкурса «Школа будущего»
Необходимые изменения в существующей образовательной системе ООО
- Изменения в условиях реализации образовательных программ;
- Изменения в условиях реализации образовательных программ;
Формирование заявки для создания материально-технической базы и формирования учебно-методического обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС (учебники, лабораторное оборудование, кабинеты в соответствии с требованиями ФГОС).
Необходимые изменения в существующей образовательной системе ООО
6) Изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов
ФГОС ООО предусматривает введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя перечень показателей достижения планируемых результатов: предметные, метапредметные УУД. В качестве оценки метапредметных результатов используются стандартизированные материалы.
В качестве оценки метапредметных результатов используются стандартизированные материалы.
Организация деятельности общеобразовательного учреждения по введению нового стандарта общего образования на основной ступени
Третий этап – Проектировочный
Задача этого этапа - Разработка плана-графика (дорожной карты) введения ФГОС основной ступени общего образования.
Организация деятельности общеобразовательного учреждения по введению нового стандарта общего образования на основной ступени
Четвертый этап – этап активных действий
Задача: реализация запланированных изменений в образовательной системе ОУ
Формирование системы методического обеспечения
Подбор кадров с учетом специфики работы в эксперименте
Сроки
Организация деятельности методических объединений школы по введению ФГОС ООО;
Ответствен
Составление планов работы МО и МС с учетом введения ФГОС ООО
Разработка рабочих образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО
ные
Формирование системы методического обеспечения
Мероприятия
Сроки
Семинар «Особенности организации ОП в соответствии с ФГОС ООО»
Ответственные
Создание основной образовательной программы ООО
Круглый стол «Проблемы введения ФГОС в 5кл.»
Планирование работы на новый учебный год (урочная, внеурочная, работа с родителями)
По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учёбе.
Спасибо за внимание, Творческих УСПЕХОВ!