Просмотр содержимого документа
«Представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов»
Представление инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МОБУ Кавалеровская СОШ
Сурикова Альбина Викторовна
«Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости,
нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно
многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по
своему образу и подобию. Поэтому такими ценными становятся для
учителей острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к
пересмотру привычной педагогической философии…»
У. Глассер
Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. В руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.
Поэтому, передо мной, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Как перестроить работу, чтобы привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.
На мой взгляд, быть современным учителем – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.
Я согласна с высказыванием Ш. А. Амоношвили: «Необходимо, чтобы ребенок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования.
Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Ведь на любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Каждый из моих учеников ощущает себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. Стараюсь не только сама учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество для их более тесного сближения и доверия друг к другу.
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». И с первых дней обучения мои дети совершают путешествие, пусть это только в детских фантазиях, выполняют творческие задания. Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Сохранять познавательную активность ребенка и облегчить сложный процесс обучения мне помогают игровые технологии. Они способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Решить Проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки я решаю через использования технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.
В своей работе я использую исследовательские технологии.В исследовательской деятельностипринимают участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования разный. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.
Сегодня в современном обществе важно не присваивать готовое знание, а уметь конструировать собственное, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков стали актуальными для меня. Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.Я пришла к выводу, что технология критического мышления на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве.
На своих уроках использую информационные технологии, мультимедийные комплекты. В основном я использую электронные пособия, которые дают возможность уменьшить количество дидактических затруднений у школьников, повышают активность, наблюдается динамика мотивации учения, у учащихся формируется навык использования информационных технологий для самообразования. Во время создания электронных образовательных ресурсов я самостоятельно компоную материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, а это позволяет добиваться максимального учебного эффекта.
Работа с электронным журналом делает процесс обучения и оценивания открытым, обеспечивает обратную связь участников образовательного процесса.
Моя система работы по оценке качества образования заключается в применении различных инновационных методов оценивания. Мною накоплен многолетний опыт использования тестирования в учебном процессе. Оценка достижений учащихся направлена не только на результат, но и на процесс учения. С этой целью организовываю разные пространства самооценки достижений учащихся: место сомнений, место на оценку, что является для ученика основой построения своей индивидуальной траектории в освоении способов действий. В конце года каждый ученик на конференции «Мои достижения» представляет презентацию своего «Портфолио».
Таблица 1
Повышаю свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации
Дата
Учреждение
Тема
26.09.2015 г
ГАУ ДПО ПК ИРО
«Сущность и специфика предметных областей и учебных предметов в условиях реализации системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС НОО»
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано: в публикациях, выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях.
Таблица 2
Распространение собственного опыта в области повышения качества образования
Дата
Уровень
Форма
Тема
Всероссийский
12.04.16 г.
Всероссийский
Публикация статьи
«Активизация познавательной деятельности учащихся»
27.02.16 г.
Всероссийский
Методическая разработка
Окружающий мир. Тема «Природное сообщество - водоём».
28.12.16 г.
Всероссийский
almanahpedaqoqa.ru
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»
04.02.17 г.
Всероссийский
Конкурс
«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе» на сайте
07.02.17 г.
Всероссийский
Разработка урока
Тема «Роль приставок и суффиксов в словах»
07.02.17 г.
zhurnalpoznanie.ru
Разработка урока
Тема «Жизнь пресного водоёма»
09.11.15 г.
Школьный
Педсовет
Выступление
«Активные формы и методы обучения, как основа эффективного и качественного образования»
30.03.15 г.
Выступление
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях»
30.03.16 г.
Выступление
«Мотивационные формы учебной деятельности с позиции учителя»
21.12.16 г.
Школьный
Ш.М.О.
Мастер – класс
«Специфика оценки метапредметных результатов»
15.02.17 г.
Обобщение опыта работы
«Технология личностного урока, как одно из условий современного образования»
Итогом работы является высокий уровень знаний по всем предметам.
Таблица 3
Мониторинг результатов по итогам учебного года
Учебный год
Класс
Кол-во
уч-ся
Доля учащихся,
освоивших программу
Доля учащихся,
освоивших на «4» и «5»
2013-2014
2
25
100
-
2014 - 2015
3
25
100
68
2015 – 2016
4
25
100
68
2016 - 2017
1
23
-
-
Мои воспитанники активно во Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах и занимают призовые места.
Таблица 4
Результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах
Уч. год
Фамилия, имя учащегося
Класс
Мероприятие
Результат
2014-2015
Кротик Софья
3
Районный конкурс творческих работ «Родное Приморье»
1 место
Кондратенко Даниил
2 место
Слиденко Алина
Международном конкурсе по русскому языку «Кириллица IV