Публичное представление собственного педагогического опыта «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».
Публичное представление собственного педагогического опыта «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».
Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».
Сведения об авторе:
Ф.И.О. Евдокимова Лариса Ивановна
Образование: высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
высшее, Хабаровский Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Должность: учитель начальных классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного педагогического опыта «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».»
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Евдокимова Лариса Ивановна
Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности».
Сведения об авторе:
Ф.И.О. Евдокимова Лариса Ивановна
Образование: высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
высшее, Хабаровский Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 34 года
Педагогическая проблема,над которой я работаю – «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»».
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми Стандартами второго поколениями, направленными на индивидуальное развитие личности каждого ребенка.
Основная идея:развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Теоретическую основу опыта составляют:
1) Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
2)Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
3)«Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников»под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно –воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
Новизна моего опыта:Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Технология опыта
Так сложилось, что я работаю в моей школе по традиционной системе «Школа России». Особенностью моих классов является разный уровень подготовке к школе, разный интеллектуальный потенциал детей в классе (от низкого до очень высокого). Поэтому, без индивидуального подхода к каждому ребенку мне не обойтись. Социум класса тоже разный: кто- то из родителей стремиться всесторонне развивать своего ребенка (у таких детей нет свободной минуточки), кто-то боится за его здоровье (что бы не было перегрузок), а кто-то полагается только на школу, т.е. на меня, учителя. А модель выпускника школы одна: всесторонне развитая личность каждого обучающегося. Поэтому я поставила перед собой главную задачу своей деятельности: научить учиться каждого ученика, уметь добывать знания и пользоваться ими в конкретных ситуациях. А здесь без помощи товарищей не обойтись, и самому приятно помочь и услышать «спасибо»
Я считаю, что эффективными средствами развития познавательных способностей на уроке являются: учебно - игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение; использование ИКТ.
Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
На уроках использую проблемные ситуации, так как проблемное обучение способствует преодолению элементов механического усвоения знаний, активизированию мыслительной деятельности учащихся и ознакомления с методами исследовательской деятельности. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Работая по образовательной модели «Школа России», я пробую все, но без дифференциации мне не обойтись. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности.
Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. В результате каждый ученик уходит домой, получив новое знание, а дома он еще раз закрепляет полученное на уроках.
На уроках, чтобы заинтересовать детей, я использую много интересного занимательного материала. Это помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. В моем классеобучается 9 мальчиков и 12 девочек. Форма работы разная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Не остаются без внимания в моей работе и дидактические игры. В них ученик может сравнивать, наблюдать, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля.
Сделать уроки яркими мне, как и другим учителям, помогает использование наглядности и дидактического материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - наш девиз! Но особенным подспорьем нам стало применение информационно - коммуникационных технологий.Дети хотят все видеть, слышать и сами показывать, помогать учителю, демонстрировать свои навыки работы с современной техникой Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. На уроках мы используем самые разнообразные программы, в.ч. и презентации, составленные мной и моими учениками. УМ Комплект «Школа России» сопровождается по всем предметам дисковыми носителями, которые я со своими учениками с удовольствием использую.
Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками: доклады и сообщения мои третьеклашки уже стали готовить сами, без помощи родителей. Очень радует меня, когда дети по какому либо вопросу сами что- то готовят, объясняют материал, как учитель, последнее привлекает больше всего.
С первого класса у каждого есть портфолио, которое позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют активность к познанию. Класс вовлечен во внеурочную деятельность, предоставленную учреждениями дополнительного образования («Святая Русь», «Лаборатория открытий»).
Результативность опыта
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика обучения учащихся.
Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершению 2 класса мои ребята получили следующие результаты: закончили на «5» 6 человека, на «5» и «4» - 8 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 52% качество знаний. Средний балл по итогам освоения учебных предметов составил 4,2.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах.
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.
Достижения обучающихся за 2022г (сентябрь - декабрь)
Nп/п
Название мероприятия
Кол. уч.
ФИО педагога
Результат
Россия
Сентябрь – декабрь 2022г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Марафон «Солнечный берег»
1
Дипломы
1.Кусков Ф.-3 место
2.
Марафон «Дачный сезон»
5
Дипломы
1.Рудометова Ю.-3 место
2.Автушенко М.-3 место
3.Баран А.-3 место
4.Кусков Ф.-3 место
5.Капчук Д.-3 место
3.
Марафон «Навстречу знаниям».
1
Дипломы
1.Рудометова Ю.-3 место
4.
Олимпиада на учи.ру по математике
4
Похвальные грамоты
Горожанкина Т.
Иванова С.
Сертификаты - 2
5.
Олимпиада на учи.ру «Безопасные дороги»
1
Сертификаты - 1
6.
Игра «Счет на лету»
1
Дипломы
1.Шинкевич В.
Республика
Сентябрь - декабрь 2022г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Район
Сентябрь - декабрь 2022г
1.
2.
3.
4.
Город
1.
Конкурс поделок и стенгазет ко Дню Учителя
10
культуратоммот
Сертификаты - 10
2.
Конкурс рисунков «Осень золотая»
11
библиотека семейного чтения
Похвальные грамоты
1.Павлюк Д.-3 место
2.Горожанкина Т.-1 место
3.
Конкурс поделок «Шапка зимы»
4
культуратоммот
Сертификаты – 3
Грамота
1.Неустроева С.-2 место
4.
Конкурс поделок «Пушистая красавица»
2
культуратоммот
5.
Достижения обучающихся за 2023г (январь-май)
Nп/п
Название мероприятия
Кол. уч.
ФИО педагога
Результат
Россия
Январь – май 2023г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Прохождение базового курса 4 класса по русскому языку - учи.ру
2
Баран А.-диплом
Иванова С.-диплом
2.
Прохождение марафона «Остров сокровищ»- учи.ру
12
Грамота лидера:
Баран А.,Горожанкина Т.,Иванова С.,Петченко В.,Шостак С.
Сертификат – 7
3.
Участие в зимней олимпиаде по русскому языку – учи.ру
13
Дипломы
Иванова С.
Рудометова Ю.
Капчук Д.
Сертификат – 3
Похвальная грамота -7
Баран А.,Горожанкина Т.,Иванова С.,Сукоркин Ж.,Чингаев М.,Кусков Ф.,Шостак С.
4.
Прохождение марафона «Цветущие Гавайи» - учи.ру
6
Грамота лидера
Баран А.
Горожанкина Т.
Иванова С.
Капчук Д.
Шостак С.
Сертификат - 1
5.
Урок Цифры
12
Сертификат-12
6.
Участие в весенней олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство»
13
Похвальная грамота за участие – 2
Сертификат – 4
Диплом победителя – 7
Антропов Е.,Баран А.,Беликова К.,Иванова С.,Никитин Н.,Сукоркин Ж.,Рудометова Ю.
Республика
Январь – май 2022г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Участие в республиканской олимпиаде «Символы Якутии.Я-патриот»
20
Сертификаты -20
Район
Январь – май 2022г
1.
«Золотинка»
12
Евдокимова Лариса Ивановна
Дипломы:
1.Антропов Е. – 3 место
2.Горожанкина Т. – 3 место
3. Баран А.– 3 место
4. Капчук Д. – 3 место
5. Петченко В.- 3 место
6.Рудометова Ю.-3 место
7.Никитин Н.-3 место
8.Шинкевич В.-3 место
9.Беликова К.-2 место
Сертификаты- 3
Город
1.
Конкурс поделок «Пушистая красавица»
2
ДНТ
Сертификаты - 2
2.
Конкурс фотографий «Новогодний бум»
2
ДНТ
Диплом победителя: Никитин Н.
Сертификат - 1
3.
Конкурс рисунков «Много профессий хороших и важных»
22
ДНТ
Диплом победителя:
1.Баран А.
2.Беликова К.
3.Иванова С.
Сертификаты - 19
Достижения обучающихся за 2023г (январь-май)
Nп/п
Название мероприятия
Кол. уч.
ФИО педагога
Результат
Россия
Январь – май 2023г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Прохождение базового курса 4 класса по русскому языку - учи.ру
2
Баран А.-диплом
Иванова С.-диплом
2.
Прохождение марафона «Остров сокровищ»- учи.ру
12
Грамота лидера:
Баран А.,Горожанкина Т.,Иванова С.,Петченко В.,Шостак С.
Сертификат – 7
3.
Участие в зимней олимпиаде по русскому языку – учи.ру
13
Дипломы
Иванова С.
Рудометова Ю.
Капчук Д.
Сертификат – 3
Похвальная грамота -7
Баран А.,Горожанкина Т.,Иванова С.,Сукоркин Ж.,Чингаев М.,Кусков Ф.,Шостак С.
4.
Прохождение марафона «Цветущие Гавайи» - учи.ру
6
Грамота лидера
Баран А.
Горожанкина Т.
Иванова С.
Капчук Д.
Шостак С.
Сертификат - 1
5.
Урок Цифры
12
Сертификат-12
6.
Участие в весенней олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство»
13
Похвальная грамота за участие – 2
Сертификат – 4
Диплом победителя – 7
Антропов Е.,Баран А.,Беликова К.,Иванова С.,Никитин Н.,Сукоркин Ж.,Рудометова Ю.
Республика
Январь – май 2022г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Участие в республиканской олимпиаде «Символы Якутии.Я-патриот»
20
Сертификаты -20
Район
Январь – май 2022г
1.
«Золотинка»
12
Евдокимова Лариса Ивановна
Дипломы:
1.Антропов Е. – 3 место
2.Горожанкина Т. – 3 место
3. Баран А.– 3 место
4. Капчук Д. – 3 место
5. Петченко В.- 3 место
6.Рудометова Ю.-3 место
7.Никитин Н.-3 место
8.Шинкевич В.-3 место
9.Беликова К.-2 место
Сертификаты- 3
Город
1.
Конкурс поделок «Пушистая красавица»
2
ДНТ
Сертификаты - 2
2.
Конкурс фотографий «Новогодний бум»
2
ДНТ
Диплом победителя: Никитин Н.
Сертификат - 1
3.
Конкурс рисунков «Много профессий хороших и важных»
22
ДНТ
Диплом победителя:
1.Баран А.
2.Беликова К.
3.Иванова С.
Сертификаты - 19
Достижения обучающихся за 2023г (сентябрь - декабрь)
Nп/п
Название мероприятия
Кол. уч.
ФИО педагога
Результат
Россия
Сентябрь – декабрь 2023г
Евдокимова Лариса Ивановна
1.
Олимпиада «Безопасные дороги»
9
Дипломы
1.Маслова Н.
2.Филков С.
Похвальная грамота
1.Корнева А.
2.Титовец А.
Сертификат участника-5
2.
Олимпиада «Наука вокруг нас»
6
Дипломы
1.Авагян Л.
2.Маслова Н.
3.Титовец А.
Похвальная грамота
1.Генрих А.
Сертификат участника-2
3.
Марафон «Волшебная осень»
18
Грамота за 2 место
1.Генрих А.
Грамота за 3 место
1.Авагян Л.
Грамота лидер марафона
1.Авагян Л.
2.Маслова Н.
3.Генрих А.
4.Титовец А.
5.Шмыгин А.
Грамота участника-11
4.
Всероссийский конкурс «В единстве народов сила России»
1
Диплом первой степени (Никитин Д.)
5.
6.
Трудность при использовании данного опыта заключается в том, что хочется попробовать все, но времени на это «все» подчас не хватает, что же что не охватываем вместе – большой простор к самообразованию и учителя и ученика.
Список использованной литературы
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.
Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.
Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. - 96—101с.