Олимпиадные задания по русскому языку (2012-2013 уч.г.)
ФИО ученика_______________________________________________________________
Школа________________________________________
Класс______________
ФИО учителя___________________________________________________________
1. Какие местоимения самые чистые?______________________________________________
2. Какое местоимение требует уборки?_____________________________________________
3. В каких словах в названиях букв допущена ошибка? Подчеркни это название буквы.
Чашка – ча, а, ша, ка, а.
Конец – ка, о, эн, е, цэ.
Стекло – эс, тэ, е, ка, эль, о.
4. Подчеркни «лишнее» слово:
Читал, читатель, читальный, чтение, читала.
Объясни свой выбор:___________________________________________________________
5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.
Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли._______________
Составь предложение для каждого слова: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Запиши два слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.__________________________________________________________________
7. Выбери среди данных имён существительных слова с суффиксом -ок
замок, теремок, лесок, венок, мирок, курок, листок, приток, песок, урок
8. Разбери слова по составу. Подбери к данным словам по одному слову с таким же составом:
крыша___________________________
поезд ____________________________
скрепка __________________________
пенёк____________________________
9. Выпиши существительные в три столбика: в первый – слова, которые бывают только в единственном числе, во второй – только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном и во множественном числе:
Обед, такси, железо, полотенце, ворота, смех, каникулы, пожар, кудри, варежка, темнота,
дружба.
_____________ ___________________ _____________________
_____________ ___________________ _____________________
_____________ ___________________ _____________________
_____________ ___________________ _____________________
10. Поставь в словах ударение:
Щавель, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла, брала, клала, включат, банты, включим, послала
11.Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.
• Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? _________________
• Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»?_______________
• Какое название южного дерева и его плода произошло от латинского «ауприкус», что значит «согретый солнцем»? ______________
• Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»______________
12. Найди слова, написав прописью числа. (Количество черточек равно количеству вставленных букв)
Смор __ __ __ __ а По __ __ __ л
С __ __ __ жка И __ __ __ рия
13.Соедини стрелками только фразеологизмы-антонимы.
Трудиться, засучив рукава. Проглотить язык.
Язык без костей. Работать, спустя рукава.
Потерять голову. Навострить уши.
Пропустить мимо ушей. Водой не разольёшь
14. Подумай, какое слово русского языка одновременно обозначает то же,
что и слова за скобками? Помни, что число черточек равно количеству букв
• Ветка(___ ___ ___ ___ ) нога зверя.
• Палка ( ___ ___ ___ ) отметка.
• Выражение лица ( ___ ___ ___ ___ )взрывной снаряд.
• Самовольный уход ( ___ ___ ____ ____ ____ ) молодая ветка
15. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Подчеркни.
Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь,классная
16. Отгадай загадку. Определи, сколько раз в ней встречается звук [с]:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам:
Скажешь здесь, а слышно там. ____________
Отгадка: ________________________________________________
17. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке:
ЛЕЙ- __________
ШЁЛ-__________
ТАЗ-___________
18. Запиши транскрипцию текста:
У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а колючий грипп в носу!
______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
19.Подчеркнуть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже.
От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.
20. Составь предложения (указанные слова подчеркнуть):
1. С архаизмом ____________________________________________________________________________
2. С историзмом
___________________________________________________________________________
3. С неологизмом
___________________________________________________________________________
21.Составь словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой, косой употреблены в переносном значении
_______________________________________ _____________________________________________
_______________________________________ _____________________________________________
22. Объясни различия данных слов, составив с ними предложения:
одеть – надеть.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________