kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Представление опыта работы по формированию исследовательских умений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале обобщен и представлен опыт работы по формированию исследовательских умений младших школьников. Данная публикация содержит текст выступления на НПК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по формированию исследовательских умений младших школьников»

Выступление на НПК

1 слайд Одной из важнейших задач образования, по определению Федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся основ умения учиться. Новые социальные запросы общества определяют следующую цель образования: общекультурное и познавательное развитие личности, решение ключевой педагогической задачи - «научить учиться»


2 слайд Я определила для себя одну из инновационных форм создания обучающей среды для формирования универсальных учебных действий младших школьников - проектно-исследовательскую деятельность.

Цель: обобщить опыт работы по проблеме «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»


3 слайд Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Как известно, проект- это 5 П:

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация


4 слайд Помощь учителя необходима ученикам на всех этапах работы над проектом, но она различна.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. На этом этапе роль учителя - ведущая. Очень важно заинтересовать учеников!

2. Далее нужно продумать возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи, с помощью наводящих вопросов, ситуаций, способствующих определению проблем. Я могу подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но, в результате работы, ученики должны самостоятельно, совместными усилиями решить проблему и получить реальный результат.

3. Распределение задач по группам (это могут быть редакторы, журналисты, художники), обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. На этом этапе я советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, подсказываю.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Здесь учитель – наблюдатель и консультант, слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Важно создать чувство успеха; подчеркнуть социальную и личностную важность достигнутого.

6. Защита проектов. Учитель помогает в организации, оказывает помощь.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. На этом этапе роль учителя опять возрастает – младшим школьникам очень трудно самим сделать обобщение того, что они исследовали или узнали. Моя задача - помочь ученикам сделать выводы, показать сильные стороны проекта, обосновать практическую значимость работы.


5 слайд Характерной особенностью УМК «Школа России» является направленность на организацию проектной деятельности. В конце каждой темы ребятам предлагается выполнить проект. Любой ученик может выбрать тему проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Работа над проектами начинается с первого класса и предполагает активное сотрудничество ученика с учителем и родителями. Совместная работа сплачивает детей и родителей, восполняется дефицит общения со взрослыми, поэтому дети очень любят работать над проектами, ведь для них учебный проект - это возможность что-то интересное делать самостоятельно, самим искать дополнительный материал, пробовать свои силы, а потом публично показать свой результат. Именно презентация своих проектов для многих детей является самой интересной частью работы. В результате этого сотрудничества успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся. Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. 


6 слайд Моим ученикам очень нравится работа над проектами. В них они могут проявить не только свои знания, умения, творческий подход, но и продемонстрировать готовый «продукт» перед своими одноклассниками и независимыми экспертами.

Проектов, над которыми работали ученики в течение 3 лет много, но наиболее удачными по мнению самих ребят являются: 7-10 слайд


11 слайд Помимо проектов по предметам, предусмотренных программой, мои обучающиеся с удовольствием выполняют творческие и исследовательские проекты на занятиях по внеурочной деятельности, в кружках «Умники и умницы», «Здоровячок», «Мастерская речевого творчества».


12 слайд Так, мои ученики на кружке «Здоровячок» успешно выполнили проект по здоровьесбережению, в рамках районного конкурса тематических проектов «Питание и здоровье», и стали победителями в номинации «Стендовый материал»

13 Слайд В кружках интеллектуального направления «Умники и умницы» и «Мастерская речевого творчества» мы с учениками осваиваем исследовательские проекты. На мой взгляд, они являются наиболее сложными, так как требуют затрата наибольших усилий. Большая нагрузка конечно же ложится на учителя, который курирует данную работу, постоянно направляет и поддерживает детей, а также активизирует родителей. Тематика самых значимых проектов за 3 года представлена на слайде


14 слайд Мои ученики активно вовлечены в исследовательскую деятельность, они принимают участие в проектах разных уровней и направлений, стабильно показывая высокие результаты.

За достижения в конкурсах и проектах Программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2017/2018 учебном году моя ученица Голодова Елена была внесена в Итоговый сборник «ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ».


15 слайд Программа курса внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» направлена на развитие речи и творческих способностей младших школьников. На занятиях обучающиеся не только овладевают необходимыми УУД, предусмотренными программным материалом, но и активно развиваются. Ребята пишут сказки, рассказы, стихотворения, оформляют свои работы в виде творческих проектов и участвуют в различных конкурсах.


16 слайд Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, у ребят значительно повысилась мотивация к обучению. Результаты учебных достижений по предметам свидетельствуют о положительной динамике и формировании у них личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Достижение высоких результатов, на мой взгляд, возможно только в систематической и планомерной работе по проектной технологии, в урочной и внеурочной деятельности.


17 слайд Спасибо за внимание!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осинцева Алефтина Викторовна

Дата: 03.04.2020

Номер свидетельства: 545253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Значение формирования умения  работать с исторической картой у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(90) "znachieniie-formirovaniia-umieniia-rabotat-s-istorichieskoi-kartoi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "245233"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446101172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства