Представление опыта работы по формированию исследовательских умений младших школьников
Представление опыта работы по формированию исследовательских умений младших школьников
В данном материале обобщен и представлен опыт работы по формированию исследовательских умений младших школьников. Данная публикация содержит текст выступления на НПК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по формированию исследовательских умений младших школьников»
Выступление на НПК
1 слайд Одной из важнейших задач образования, по определению Федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся основ умения учиться. Новые социальные запросы общества определяют следующую цель образования: общекультурное и познавательное развитие личности, решение ключевой педагогической задачи - «научить учиться»
2 слайд Я определила для себя одну из инновационных форм создания обучающей среды для формирования универсальных учебных действий младших школьников - проектно-исследовательскую деятельность.
Цель: обобщить опыт работы по проблеме «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
3 слайд Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Как известно, проект- это 5 П:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
4 слайд Помощь учителя необходима ученикам на всех этапах работы над проектом, но она различна.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. На этом этапе роль учителя - ведущая. Очень важно заинтересовать учеников!
2. Далее нужно продумать возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи, с помощью наводящих вопросов, ситуаций, способствующих определению проблем. Я могу подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но, в результате работы, ученики должны самостоятельно, совместными усилиями решить проблему и получить реальный результат.
3. Распределение задач по группам (это могут быть редакторы, журналисты, художники), обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. На этом этапе я советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, подсказываю.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Здесь учитель – наблюдатель и консультант, слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Важно создать чувство успеха; подчеркнуть социальную и личностную важность достигнутого.
6. Защита проектов. Учитель помогает в организации, оказывает помощь.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. На этом этапе роль учителя опять возрастает – младшим школьникам очень трудно самим сделать обобщение того, что они исследовали или узнали. Моя задача - помочь ученикам сделать выводы, показать сильные стороны проекта, обосновать практическую значимость работы.
5 слайд Характерной особенностью УМК «Школа России» является направленность на организацию проектной деятельности. В конце каждой темы ребятам предлагается выполнить проект. Любой ученик может выбрать тему проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Работа над проектами начинается с первого класса и предполагает активное сотрудничество ученика с учителем и родителями. Совместная работа сплачивает детей и родителей, восполняется дефицит общения со взрослыми, поэтому дети очень любят работать над проектами, ведь для них учебный проект - это возможность что-то интересное делать самостоятельно, самим искать дополнительный материал, пробовать свои силы, а потом публично показать свой результат. Именно презентация своих проектов для многих детей является самой интересной частью работы. В результате этого сотрудничества успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся. Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей.
6 слайд Моим ученикам очень нравится работа над проектами. В них они могут проявить не только свои знания, умения, творческий подход, но и продемонстрировать готовый «продукт» перед своими одноклассниками и независимыми экспертами.
Проектов, над которыми работали ученики в течение 3 лет много, но наиболее удачными по мнению самих ребят являются: 7-10 слайд
11 слайдПомимо проектов по предметам, предусмотренных программой, мои обучающиеся с удовольствием выполняют творческие и исследовательские проекты на занятиях по внеурочной деятельности, в кружках «Умники и умницы», «Здоровячок», «Мастерская речевого творчества».
12 слайд Так, мои ученики на кружке «Здоровячок» успешно выполнили проект по здоровьесбережению, в рамках районного конкурса тематических проектов «Питание и здоровье», и стали победителями в номинации «Стендовый материал»
13 Слайд В кружках интеллектуального направления «Умники и умницы» и «Мастерская речевого творчества» мы с учениками осваиваем исследовательские проекты. На мой взгляд, они являются наиболее сложными, так как требуют затрата наибольших усилий. Большая нагрузка конечно же ложится на учителя, который курирует данную работу, постоянно направляет и поддерживает детей, а также активизирует родителей. Тематика самых значимых проектов за 3 года представлена на слайде
14 слайд Мои ученики активно вовлечены в исследовательскую деятельность, они принимают участие в проектах разных уровней и направлений, стабильно показывая высокие результаты.
За достижения в конкурсах и проектах Программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2017/2018 учебном году моя ученица Голодова Елена была внесена в Итоговый сборник «ИМИ ГОРДИТСЯ РОССИЯ».
15 слайд Программа курса внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» направлена на развитие речи и творческих способностей младших школьников. На занятиях обучающиеся не только овладевают необходимыми УУД, предусмотренными программным материалом, но и активно развиваются. Ребята пишут сказки, рассказы, стихотворения, оформляют свои работы в виде творческих проектов и участвуют в различных конкурсах.
16 слайд Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, у ребят значительно повысилась мотивация к обучению. Результаты учебных достижений по предметам свидетельствуют о положительной динамике и формировании у них личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Достижение высоких результатов, на мой взгляд, возможно только в систематической и планомерной работе по проектной технологии, в урочной и внеурочной деятельности.