Значение формирования умения работать с исторической картой у младших школьников
Значение формирования умения работать с исторической картой у младших школьников
Проектная и исследовательская деятельность учителя
Значение формирования умения работать с исторической картой у младших школьников
История в школе – предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. Учит ценить памятники культуры. Дает оценку личностям и на примере разных поступков, показывает проявление гражданской позиции. Очевидно, что работа над таким трудным школьным предметом должна начинаться с раннего возраста. Поэтому, изучение основ истории в курсе предмета «Окружающий мир» можно толькоприветствовать.
Особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Причем младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического познания, умению работать с различного вида информацией. Основная задача пропедевтики на начальном этапе обучения – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами познавательной деятельности. Это станет хорошей подготовкой учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории.
Как педагог по истории в средней общеобразовательной школе, согласна с требованиями к знаниям учащихся начальной школы. Однако, считаю, что для более успешного изучения такого сложного предмета как история, в пропедевтическом курсе истории в начальной школе нужно так же уделить внимание формированию у детей представления о пространстве. Для этого необходимо проводить планомерную работу с исторической картой. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся. Важно понимать, что у исторической карты есть свои особенности.
Таким образом, в процессе изучения пропедевтического курса истории необходимо формировать такие умения, как читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием. Эти умения помогут учащимся при изучении курса истории в старшей школе.
Проектная и исследовательская деятельность учителя
Значение формирования умения работать с исторической картой у младших школьников
История в школе – предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. Учит ценить памятники культуры. Дает оценку личностям и на примере разных поступков, показывает проявление гражданской позиции. Очевидно, что работа над таким трудным школьным предметом должна начинаться с раннего возраста. Поэтому, изучение основ истории в курсе предмета «Окружающий мир» можно толькоприветствовать.
Особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Причем младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического познания, умению работать с различного вида информацией. Основная задача пропедевтики на начальном этапе обучения – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами познавательной деятельности. Это станет хорошей подготовкой учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории.
Как педагог по истории в средней общеобразовательной школе, согласна с требованиями к знаниям учащихся начальной школы. Однако, считаю, что для более успешного изучения такого сложного предмета как история, в пропедевтическом курсе истории в начальной школе нужно так же уделить внимание формированию у детей представления о пространстве. Для этого необходимо проводить планомерную работу с исторической картой. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся. Важно понимать, что у исторической карты есть свои особенности.
Таким образом, в процессе изучения пропедевтического курса истории необходимо формировать такие умения, как читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием. Эти умения помогут учащимся при изучении курса истории в старшей школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение формирования умения работать с исторической картой у младших школьников »
Значение формирования умения
работать с исторической картой у младших школьников
Дарбинян Л.В., учитель истории и обществознания
История в школе – предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. Учит ценить памятники культуры. Дает оценку личностям и на примере разных поступков, показывает проявление гражданской позиции. Очевидно, что работа над таким трудным школьным предметом должна начинаться с раннего возраста. Поэтому, изучение основ истории в курсе предмета «Окружающий мир» можно толькоприветствовать. Особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Причем младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического познания, умению работать с различного вида информацией. Основная задача пропедевтики на начальном этапе обучения – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами познавательной деятельности. Это станет хорошей подготовкой учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории.
Вот что говориться в ФГОС НОО о планируемых результатах усвоения раздела «Человек и общество», который входит в курс «Окружающий мир»:
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Как педагог по истории в средней общеобразовательной школе «Веста», согласна с требованиями к знаниям учащихся начальной школы. Однако, считаю, что для более успешного изучения такого сложного предмета как история, в пропедевтическом курсе истории в начальной школе нужно так же уделить внимание формированию у детей представления о пространстве. Для этого необходимо проводить планомерную работу с исторической картой. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся. Важно понимать, что у исторической карты есть свои особенности:
она дает изображение событий в динамике, в развитии;
у исторической карты есть свои обозначения, символы, которые необходимо понимать;
историческая карта отражает совокупность географической среды и исторической обстановки;
историческую карту необходимо понимать, т.е. верно расшифровывать все символы, обозначения.
Используя историческую карту, можно учить ребёнка добывать, интерпретировать, преобразовывать и использовать информацию. При правильном подходе к этому “педагогическому инструменту” учитель может решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:
проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;
проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.
Таким образом, в процессе изучения пропедевтического курса истории необходимо формировать такие умения, как читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием. Эти умения помогут учащимся при изучении курса истории в старшей школе.