kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предпосылки и причины учебных трудностей младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно быстро, другие испытывают эти трудности постоянно. Родители и учителя пытаются им помочь, но процесс этот длительный, требующий огромного терпения. Очень часто ребёнок теряет веру в свои силы. Вот тут важно учителям и родителям не только вселить веру в успехи ребёнка, в ожидаемый результат, но и разобраться в причинах этих трудностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предпосылки и причины учебных трудностей младших школьников»»

«Предпосылки и причины учебных трудностей младших школьников»

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно быстро, другие испытывают эти трудности постоянно. Родители и учителя пытаются им помочь, но процесс этот длительный, требующий огромного терпения. Очень часто ребёнок теряет веру в свои силы. Вот тут важно учителям и родителям не только вселить веру в успехи ребёнка, в ожидаемый результат, но и разобраться в причинах этих трудностей.

Анализировать трудности у школьников следует по двум направлениям – психофизическим и педагогическим.

Изучая трудности психофизического направления, я наблюдаю различные нарушения – неврологические нарушения, нарушения пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторных координаций, задержки речевого развития. Наряду с этим существуют трудности, которые можно связывать с несформированностью правильных приёмов учебной деятельности, которые требуют владение определёнными навыками и приёмами. У поступающих в первый класс очень часто низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения и слабое развитие волевой сферы.

Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников: конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий); недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале).

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех

букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном

словарном запасе, плохом запоминании слухо-зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.)

Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и

чтению: недописывания слов и предложений, лишние вставки букв, пропуски букв при списывании, перестановки слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.

Встречаются трудности связанные с несформированностью процессов самоконтроля и саморегуляции. Решение языковых задач постоянно требует умения анализировать слово с различных его сторон – внешней и внутренней, лексической, грамматической, синтаксической, сравнивать эти стороны, выделяя для характеристики одну из них и абстрагируясь от другой. Без этого умения ученики оказываются неспособными правильно дифференцировать слова по грамматическим разрядам, делать морфемный анализ слов, допускают ошибки при синтаксическом разборе предложения. Неумение переключать внимание на внешнюю сторону слова препятствует формированию таких важных операций как контроль и самоконтроль письменной речи, делает невозможным усвоение ряда орфограмм и т.д.

К моменту поступления в школу у первоклассников ведущим типом мышления является наглядно-образный, а словесно-логическое мышление только начинает зарождаться. Слабое развитие словесно-логического мышления приводит к тому, что дети при усвоении основных понятий учебного предмета и при решении учебных задач во многом ориентируются на конкретные, образные значения слов, словосочетаний и предложений, игнорируя формально-логические языковые понятия, не замечая их признаков. Поэтому следует обратить внимание на особенности его формирования и развития, что обусловлено в совокупности а) индивидуальным потенциалом центральной нервной системы и б) способами обучения.

Слабость церебральных систем, которые обеспечивают последовательный анализ и удержание в кратковременной памяти ритмически организованных серий звуковых сигналов, приводит при кодировании слова учениками к пропускам букв и слогов, перемещению их, наращиванию слова повторяющимися слогами.

 Не менее важную роль в успешном овладении навыком письма играет развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Одним из наиболее выраженных этих проявлений является «зеркальное письмо». Обычно оно сопровождается неуверенной ориентировкой в пространстве: дети путают понятия «передний - задний», «право - лево», «над – под» и т. д.; у них отмечается искажённое восприятие пропорций, ошибки в зрительном сопоставлении протяжённости предметов (особенно по горизонтали) и при оценке пространственных отношений между ними.

Важным компонентом, обеспечивающим успешность овладения письмом, считается развитое умение производить фонемный анализ. Фонемно-буквенный анализ предполагает восприятие звука и его классификацию по принятым в школе характеристикам: гласный – согласный, ударный – безударный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой. Успешность классификации определяется чёткой работой слуховых и речедвигательных анализаторов, а неуспешность, соответственно, нарушениями их функций. Фонематический слух обеспечивает кодирование фонемы соответствующей буквой и участвует в кодировании слова, помогая выбирать букву в соответствии с характеристиками непосредственно кодируемого звука либо соседних звуков. При этом немаловажную роль играют артикуляционные движения, подкрепляющие слуховые раздражения кинестетическими. Речевые движения при восприятии и опознавании звука способны как уточнять звуковые характеристики, так и искажать их в том случае, если эти движения оказываются вялыми, неотчётливыми.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учёбе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.




Список использованной литературы.

  1. Сафаров, М. А. Причины неуспеваемости школьников: анализ отечественного опыта / М.А. Сафаров. // Образование в современной школе - 2005г. - № 12- С . 52-57

2. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М., 2001

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму// Библиотека «Гувернёр» (пособие №2) – М., 1991



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Предпосылки и причины учебных трудностей младших школьников»

Автор: Хахалева Наталья Сергеевна

Дата: 20.08.2025

Номер свидетельства: 673371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОУ"
    ["seo_title"] => string(66) "zaniatiia-psikhologichieskogo-razvitiia-mladshikh-shkol-nikov-v-ou"
    ["file_id"] => string(6) "317847"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460455987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Изучение причин  неуспеваемости и пути их преодоления."
    ["seo_title"] => string(63) "izuchieniie-prichin-nieuspievaiemosti-i-puti-ikh-prieodolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "250952"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447164881"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Речевая готовность ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(42) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "349022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476386513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки". "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "246275"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства