kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая готовность ребенка к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей

Учитель-логопед МБДОУ  детского сада № 2 «Аленушка»

Останина А. М.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

        Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  хорошее физическое развитие ребенка;

  развитый физический слух;

  развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  нормальное функционирование ЦНС;

  владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

  произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?             - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:          1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребенка к школе.»

Консультация для родителей

Учитель-логопед МБДОУ детского сада № 2 «Аленушка»

Останина А. М.



Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

        

        Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  хорошее физическое развитие ребенка;

  развитый физический слух;

  развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  нормальное функционирование ЦНС;

  владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

  произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?             - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:          1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевая готовность ребенка к школе.

Автор: Останина Альбина Мунировна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 349022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Консультация для родителей - "Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(74) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "399871"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489419532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Речевая готовность ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(44) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie_3"
    ["file_id"] => string(6) "462063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521121377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Консультация для родителей " Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(65) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "486158"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1542468100"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Речевая готовность ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(44) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "432568"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508130534"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Речевая готовность ребёнка."
    ["seo_title"] => string(32) "riechievaia_ghotovnost_riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "406422"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491298231"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства