ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОУ
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОУ
ЗАНЯТИЯ психологического развития младших школьников в ОУ
(Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)
Раздел I.
Содержание уроков психологического развития
Определяя содержание уроков психологического развития в начальной школе, мы основывались прежде всего на:
1) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
3) необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Исходя из этого содержанием этих уроков явилось:
развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
формирование психологических предпосылок овладенияучебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают норой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся начальных классов должны быть сформированы такие психологические качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы младших школьников должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного, вербально-понятийного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Раздел II.
Уроки психологического развития.
Уроки психологического развития в I классе (1-30).
Урок 1
Задачи урока:
Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Ученики по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию учителя называют слова на темы: «Овощи», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Растения», «Магазин».
Задание 2. «Послушай тишину»
Комната немного затемнена для обострения слуховых ощущений. В тишине ученики слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.
Задание 3. «Узнай по звуку»
Дети узнают различные предметы (карандаш, линейка, книга, ложка, монета) по звуку, который те издают при постукивании или при падении.
Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны узнать человека по голосу, звуку шагов.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития во II классе (31-60).
Урок 31
Задачи урока
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Подсчитай правильно»
Материал к заданию: таблицы с фигурами (см. материалы к урокам, рис. 49, а, б). Ученики по одному выходят к доске и вслух подсчитывают количество одинаковых фигур в каждом ряду (рис. 49, а) либо количество кружков и крестиков (рис. 49, б). Остальные ученики следят за правильностью подсчета.
Задание 2. «Повтори цифры»
Вариант А. Учитель просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Учитель называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем учитель предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т.е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
Задание 3. «Найди путь»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с лабиринтами (см. материалы к урокам, рис. 50, а, б), карандаш.
Сначала учитель просит учеников помочь Саше и Коле найти дорогу в школу, проведя по ней карандашом. Затем нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать? (Правильный ответ: 8.)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития в III классе (61-90).
Урок 61
Задачи урока
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).
Основная часть
Задание 1. «Запомни фигуры»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (см. материалы к урокам, рис. 92), карандаш.
Ход работы см. урок 58, задание 2.
Задание 2. «Логический квадрат»
Материал к заданию: таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по б клеток). В левой колонке фигуры самые крупные, в крайней справа - самый мелкие. 16 внутренних клеток не заполнены (см. материалы к урокам, рис. 93).
Учеников просят рассмотреть таблицу. В вертикальных столбцах фигуры имеют разную форму, но одинаковую величину, а в горизонтальных рядах - одинаковую форму, но разную величину. Все фигуры расположены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просят разместить в пустых клетках эти фигуры в соответствии с их формой и величиной.
Задание 3. «Обводи точно»
Материал к заданию: индивидуальные листы бумаги, на которых простым карандашом начерчены квадрат, прямоугольник, треугольник и окружность, цветные карандаши.
Учеников просят цветные карандаши поставить на ту фигуру, которую называет учитель. Дав секунд 10-15 на то, чтобы ученики смогли приглядеться к форме и размеру фигуры, учитель предлагает закрыть глаза, обвести чертеж и сразу положить карандаш перед собой. Все закрывают глаза и открывают их точно по команде учителя. Так обводятся все фигуры, после чего листки просматриваются всеми. Перед игрой - поупражняться в обведении контуров сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития в IV классе (91-120)
Урок 91
Задачи урока
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).
Основная часть
Задание 1. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Ход работы см. урок 90, задание 2.
Слова для предъявления:
Планета - Земля — небесное тело.
Природа - растения — живая природа.
Чехов — человек - писатель.
Мебель - стол - письменный стол.
Учебник - «Родная речь» — книга.
Многоугольник - прямоугольник — квадрат.
Трехзначное число — число - многозначное число.
Гриб — несъедобный гриб - мухомор.
Ель - хвойное дерево - дерево.
Одежда -шуба — зимняя одежда.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
Задание 2. «Форма — цвет»
Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).
Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЗАНЯТИЯ психологического развития младших школьников в ОУ
(Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)
педагог-психолог МАОУ «СОШ № 43» г. Сыктывкар РК
Е.Г. Неверовская
Предисловие автора.
В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: *Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения, помочь детям учиться?»
Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой - последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
В названии «Уроки психологического развития» - суть нашей принципиальной позиции. Мы считаем, что если говорить о психологии в школе, то речь прежде всего нужно вести о психологии не как о предметном уроке, а как о метауроке. Его основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Уроки психологического развития - это один из необходимых школьных уроков. Предлагая проводить развивающую работу в наиболее привычной и традиционной для учителя форме - форме урока, мы стремились к ее максимально органичному включению в дидактико-воспитательный школьный процесс.
Предложенная нами программа направлена на развитие познавательной сферы школьников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, так как, с нашей точки зрения, именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Как сверхзадачу проводимой работы мы рассматриваем появление позитивных сдвигов в их мотивационно-личностной сфере. Именно поэтому для оценки эффективности нашей программы мы, кроме прямых показателей, дополнительно ввели и косвенные показатели, отражающие сдвиги в этой сфере учащихся. Их анализ и осмысление составили неотъемлемую сторону нашей работы по апробированию данной развивающей программы. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между совершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у младших школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения.
Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из результатов развивающей работы по данной программе, является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие.
Уроки психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей) и в то же время, как показали полученные нами результаты, хорошо сочетаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.
Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, - учащимся коррекционных классов. Экспериментальный материал по развивающей работе с учащимися этих классов накапливается, но уже на основании имеющихся данных можно с уверенностью говорить о высокой эффективности подобной развивающей работы, обеспечивающей продвижение школьников в умственном развитии в целом, формировании положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала.
Особо важное значение работа по психологическому развитию младших школьников приобретает в свете полученных в последнее время в психогенетике и психофизиологии данных о роли именно в данный период онтогенеза (младший школьный возраст) индивидуальной среды, условий жизни ребенка в развитии и совершенствовании нейрофизиологических и психологических процессов, составляющих психофизиологическую основу его умственного развития.
Раздел I.
Содержание уроков психологического развития
Определяя содержание уроков психологического развития в начальной школе, мы основывались прежде всего на:
1) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
3) необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Исходя из этого содержанием этих уроков явилось:
развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
формирование психологических предпосылок овладенияучебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают норой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся начальных классов должны быть сформированы такие психологические качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы младших школьников должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного, вербально-понятийного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Структура уроков психологического развития
По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. Мы стремились реализовать и принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития.
1. Мы понимаем, что разработать программу, удовлетворяющую требованиям и потребностям всех учителей, невозможно. Это обусловлено тем, что имеет место варьирование условий и характера обучения младших школьников (обычные, гимназические, коррекционные классы); варьирование психологических и психофизиологических качеств учащихся, а также особенностей их воспитания, социального окружения, проживание в городской или сельской местности и др. Кроме того, контингенты школьников могут различаться по исходному уровню психологического развития, темпу продвижения в развитии, количеству требуемых повторных выполнений одного и того же задания, требуемой степени тщательности отработки заданий. Нельзя не учитывать и того, что учителя, реализующие данную развивающую программу, различаются по педагогическому опыту и квалификации, по индивидуальному стилю работы, по типу темперамента, по складу ума и другим психологическим особенностям. Эти обстоятельства могут сказаться прежде всего на объеме проработанных за один урок заданий: так, один учитель может не успевать за один урок отработать все задания, другому же учителю рекомендуемых заданий может явно не хватать.
2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.
3. Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
4. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.
5. Занятия желательно проводить в группах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «ГЬ, чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.
Кто проводит уроки психологического развития?
Уроки психологического развития могут проводиться школьным психологом. Однако по своему предназначению уроки психологического развития адресуются прежде всего учителю. По нашему глубокому убеждению, проведение таких уроков именно учителем позволит ему не только лучше осознать те недостатки в психологическом развитии его учеников, которые препятствуют успешному усвоению знаний, но и психологизировать учебный процесс на предметных уроках, включая по возможности в каждый из них модификации заданий, используемых на психологических уроках, но на соответствующем учебном материале.
Как оценить эффективность уроков психологического развития?
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
Раздел II.
Уроки психологического развития.
Уроки психологического развития в I классе (1-30)
Урок 1
Задачи урока:
Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Ученики по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию учителя называют слова на темы: «Овощи», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Растения», «Магазин».
Задание 2. «Послушай тишину»
Комната немного затемнена для обострения слуховых ощущений. В тишине ученики слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.
Задание 3. «Узнай по звуку»
Дети узнают различные предметы (карандаш, линейка, книга, ложка, монета) по звуку, который те издают при постукивании или при падении.
Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны узнать человека по голосу, звуку шагов.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития во II классе (31-60)
Урок 31
Задачи урока
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).
Основная часть
Задание 1. «Подсчитай правильно»
Материал к заданию: таблицы с фигурами (см. материалы к урокам, рис. 49, а, б). Ученики по одному выходят к доске и вслух подсчитывают количество одинаковых фигур в каждом ряду (рис. 49, а) либо количество кружков и крестиков (рис. 49, б). Остальные ученики следят за правильностью подсчета.
Задание 2. «Повтори цифры»
Вариант А. Учитель просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Учитель называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем учитель предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т.е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
Задание 3. «Найди путь»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с лабиринтами (см. материалы к урокам, рис. 50, а, б), карандаш.
Сначала учитель просит учеников помочь Саше и Коле найти дорогу в школу, проведя по ней карандашом. Затем нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать? (Правильный ответ: 8.)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития в III классе (61-90)
Урок 61
Задачи урока
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие произвольности движений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).
Основная часть
Задание 1. «Запомни фигуры»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (см. материалы к урокам, рис. 92), карандаш.
Ход работы см. урок 58, задание 2.
Задание 2. «Логический квадрат»
Материал к заданию: таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по б клеток). В левой колонке фигуры самые крупные, в крайней справа - самый мелкие. 16 внутренних клеток не заполнены (см. материалы к урокам, рис. 93).
Учеников просят рассмотреть таблицу. В вертикальных столбцах фигуры имеют разную форму, но одинаковую величину, а в горизонтальных рядах - одинаковую форму, но разную величину. Все фигуры расположены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просят разместить в пустых клетках эти фигуры в соответствии с их формой и величиной.
Задание 3. «Обводи точно»
Материал к заданию: индивидуальные листы бумаги, на которых простым карандашом начерчены квадрат, прямоугольник, треугольник и окружность, цветные карандаши.
Учеников просят цветные карандаши поставить на ту фигуру, которую называет учитель. Дав секунд 10-15 на то, чтобы ученики смогли приглядеться к форме и размеру фигуры, учитель предлагает закрыть глаза, обвести чертеж и сразу положить карандаш перед собой. Все закрывают глаза и открывают их точно по команде учителя. Так обводятся все фигуры, после чего листки просматриваются всеми. Перед игрой - поупражняться в обведении контуров сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Уроки психологического развития в IV классе (91-120)
Урок 91
Задачи урока
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие мышления (абстрагирование).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).
Основная часть
Задание 1. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Ход работы см. урок 90, задание 2.
Слова для предъявления:
Планета - Земля — небесное тело.
Природа - растения — живая природа.
Чехов — человек - писатель.
Мебель - стол - письменный стол.
Учебник - «Родная речь» — книга.
Многоугольник - прямоугольник — квадрат.
Трехзначное число — число - многозначное число.
Гриб — несъедобный гриб - мухомор.
Ель - хвойное дерево - дерево.
Одежда -шуба — зимняя одежда.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
Задание 2. «Форма — цвет»
Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).
Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.