Просмотр содержимого документа
«Практическое применение интерактивных методов обучения на разных этапах урока»
Практическое применение интерактивных методов обучения на разных этапах урока.
Из опыта работы учителя начальных классов гимназии «Голубой парус»
Омарова Алмаш Курбановна
г.Астана
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений
Учителя с детьми
Детей друг с другом
Каждого ребенка с учителем
Ученика с коллективом
Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact - «находиться во взаимодействии, общаться». Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Повышение познавательной мотивации.
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
Воспитание лидерских качеств.
Умение работать с командой и в команде.
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижении результата.
Рассмотрим некоторые методические приемы:
Ролевая игра
Пары и группы
«Мозговая атака»
Проекты
Рисование
Воспроизведение информации
Ролевая игра – это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые учениками. Это можно увидеть на уроках литературного чтения.
Пары и группы. Этот метод даёт больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, но по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса.
На уроке русского языка
( Приложение № 1, Тема «Варежки»)
«Мозговая атака» это прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. (Приложение № 2)
В своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей.
( Приложение № 3, Проект «Распорядок дня»)
Конструктивные проекты я применяю на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров.
Рисование. Прием используется с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения.
Воспроизведение информации. Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение ее в другой форме.
( Приложение № 4, «Веселый математик»)
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока.
Приложение №1
Тема: « Варежки»
Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловое отношения в совместной деятельности.
Время проведения: 15 минут.
Форма проведения: парная.
Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом- недовольное лицо(на обратной стороне указывается фамилия ученика). Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.
Организация занятия.
Вы предлагаете детям разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми.
После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющуюся рожицу, если не понравилось - грустную.
Приложение № 2.
Учитель ведет дискуссию:
- Дети, вам нравится работать с трудными заданиями
- Рассмотрите данные фигуры.
- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?
Ученик. Я считаю, что лишняя фигура – круг.
Учитель. Докажи.
Ученик. У него нет углов. А еще нет сторон.
Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры?
Ученики. Все они имеют углы. А еще они имеют стороны.
Я хочу добавить, что все они состоят из ломаных замкнутых линий, но только с разным количеством звеньев.
Я согласна со всеми, но еще у данных фигур есть вершины, это тоже общее.
Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним словом?
Ученики. Я думаю, это многосторонники.
А может, это всеугольники или всесторонники?
Нет, это многоугольники. Старшая сестра их так называла.
Учитель. Какое же название вам больше всего понравилось?
Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники.
Приложение № 3.
Проект « Распорядок дня».
Цели проекта ( поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.
Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии, Многие дети подобрали соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеили их в нужном порядке.
Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.
Приложение № 4.
Интеллектуальная игра «Веселый математик»
Класс: 2 «А»
Дата: 16.10.14.
Учитель: Омарова А.К.
Цель мероприятия:
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- развивать интеллектуальные и логические способности.
Ход игры
Учитель: Внимание! Внимание! Приглашаю всех на осенний праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость и смекалку!
Прошу моих помощников представить свои команды.
Первая команда – «Квадратики» Девиз – «У нашего квадрата все стороны равны. Наши ребята дружны и сильны».
Вторая команда – «Круг». Девиз – « В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать».
Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда. И конкурс считается выигранным, когда каждый игрок выполнил свое задание и сумел помочь своему товарищу.
Разминка «Задачи - шутки».
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ( Двое)
2. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
3. У трех братьев по одной сестре, Сколько всего детей в семье?
4. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)
5. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3)
6. Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой? (5)
I. Конкурс чтецов.
Задачи в стихотворной форме:
1. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4)
2. В кружку сорвала Марина
Четыре ягоды малины.
Две дала своей подружке,
Две дала своей игрушке.
Сколько ягод стало в кружке? ( Ни одной)
3. Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка ! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. (6)
4. Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою- лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. (7)
5. Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход…
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать? (8)
6. Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте –ка, ребята,
Сколько было всех цыплят. (9)
II. Конкурс «Пословицы».
Вставить в пословицы нужные числительные, используя цифры: 2, 7, 1, 3,100.
_________ за всех и все за одного.(1) Одна голова хорошо, а ___ лучше. (2) Семь раз отмерь ____________ раз отрежь. (1) Обещанного ______ года ждут. (3)
Лучше один раз увидеть, чем ______ раз услышать. (100). Не узнавай друга в три дня, узнавай в _______ года. (3). Старый друг лучше новых _________ (2) _____ одного не ждут. (7)
III. Конкурс «Ребусы».
Задание: отгадать ребусы и подписать под ними слова.
ЛИ 100 К По 100 вой ПО 2 Л 7 Я С 3 ЖИ И 100 РИЯ
Ответы: листок, постовой, подвал, семья, стрижи, история.
IV. Конкурс «Геометрическое строительство»
Из геометрических фигур нужно построить дом.
V. Подведение итогов.
Награждение победителей. Поощрительные призы всем участникам игры.
Учитель: Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.