« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
Полетаева Ирина Анатольевна
Предмет: биология
Тема мастер-класса: « Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
Цель: презентация системы работы учителя И.А.Полетаевой;
способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании в образовательном процессе исследовательских технологий
Задачи:
Образовательная: расширить и углубить знания учителей по практическому внедрению исследовательских технологий на разных этапах уроков биологии различных типов; показать деятельностный подход в изучении предмета, результативность практических занятий с исследовательской составляющей.
Воспитательная: способствовать внедрению данной технологии на уроках коллег, т.к.: данная технология создает условия для воспитания уважительного отношения обучающихся друг к другу, умение работать сообща, умения ставить цели и достигать их.
Развивающая: данная технология содействует развитию памяти и внимания, творческих способностей обучающихся, формирует навыки исследовательских умений, наблюдательности, применение биологических знаний в практических ситуациях.
Актуальность мастер-класса: необходимость повышения качества, эффективности обучения в современном, информационном обществе.
Ожидаемые результаты:
· участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения технологии , поймут её важность и необходимость для современной школы.
Тип занятия: комбинированный
Вид: занятие мастер-класс
Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса – познавательное занятие с элементами деловой игры, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка по итогам работы ); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество); информационные технологии.
Оборудование занятия: интерактивная приставка Мимио, мультимедийный проектор, ноутбуки ,групповые задания в виде различных карточек, художественная литература, учебники и учебные пособия по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии». »
Красноармейское территориальное управление
департамента по образованию администрации Волгограда
Муниципальное образовательное учреждение лицей №1
Красноармейского района г. Волгограда
Схема мастер-класса
по теме:
« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
Составила:
Полетаева Ирина Анатольевна,
учитель биологии высшей квалификационной категории.
Волгоград - 2014
Схема конспекта занятия
Полетаева Ирина Анатольевна
Предмет: биология
Тема мастер-класса: « Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
Цель: презентация системы работы учителя И.А.Полетаевой;
способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании в образовательном процессе исследовательских технологий
Задачи:
Образовательная: расширить и углубить знания учителей по практическому внедрению исследовательских технологий на разных этапах уроков биологии различных типов; показать деятельностный подход в изучении предмета, результативность практических занятий с исследовательской составляющей.
Воспитательная: способствовать внедрению данной технологии на уроках коллег, т.к.: данная технология создает условия для воспитания уважительного отношения обучающихся друг к другу, умение работать сообща, умения ставить цели и достигать их.
Развивающая: данная технология содействует развитию памяти и внимания, творческих способностей обучающихся, формирует навыки исследовательских умений, наблюдательности, применение биологических знаний в практических ситуациях.
Актуальность мастер-класса: необходимость повышения качества, эффективности обучения в современном, информационном обществе.
Ожидаемые результаты:
участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения технологии , поймут её важность и необходимость для современной школы.
Тип занятия: комбинированный
Вид: занятие мастер-класс
Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса – познавательное занятие с элементами деловой игры, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка по итогам работы ); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество); информационные технологии.
Оборудование занятия: интерактивная приставка Мимио, мультимедийный проектор, ноутбуки ,групповые задания в виде различных карточек, художественная литература, учебники и учебные пособия по предмету.
Этапы работы:
Выбор темы исследования, выдвижение гипотезы
Постановка целей и задач
Работа с информацией: нахождение и отбор информации по предложенной теме.
Работа с текстом информации. Выделение главного, критическое осмысление материала, анализ и сопоставление с имеющимися знаниями.
Применение эмпирических методов исследования
Построение линии аргументации, доказательной базы
Представление результатов работы
Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:
постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;
обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывает основные отличия поискового обучения от традиционного. Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя в новом знании (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность. Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.
Активность учителя на уроке зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент
Цель для обучающихся (учителей - предметников, играющих роль обучающихся) на данном этапе. Подготовиться к продуктивной работе на занятии – мастер-класс: приготовить письменные принадлежности, психологически позитивно настроиться на принятие предлагаемого опыта.
Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.
Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, использование электронной презентации.
Обучающиеся (учителя – предметники) занимают свои места, усаживаются за столы по группам, группы формируются произвольно на столах стоят таблички с № групп. Проверяется работа проектора и запускается презентация.
Приветствие учителей предметников. Объяснение ситуации: Хотелось бы начать нашу встречу притчей о мудрецах: Жили два мудреца. Один утверждал, что может ответить на любой вопрос, а другой хотел убедить его в том, что нет. И отправился второй мудрец к первому с проблемным вопросом: «Какая бабочка у него в руке: живая или мертвая?» . Он составил для себя в голове предполагаемые ответы:
- если мудрец скажет, что мертвая, то он откроет руку и бабочка улетит.
- если мудрец скажет, что живая, то он придавит ее и откроет руку. Так и сделал.
А мудрец сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!!!»
И мне бы хотелось вам, уважаемые коллеги, подарить именно такую бабочку, которая будет символизировать наши безграничные педагогические возможности .(слайд с музыкой и бабочкой на ладони) Тема мастер-класса : : « Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии».
Вступительное слово: презентация педагогического опыта, его новизна и актуальность, задачи, решаемые в опыте, деятельность педагога в рамках представленного опыта. Участникам мастер – класса предлагается краткая пошаговая технология опыта.
Система представляемой работы складывается из направлений ,расширяющих и углубляющих биологические знания . Происходит описание формирования исследовательских компетенций у обучающихся на различных этапах урока ( соответственно с различием в выборе форм и методов обучения) и по различным специализациям (углубление). Так, представляю модель формирования исследовательской компетенции на различных этапах урока .
Шаг 1.Заключается в отборе литературы для объяснения какой-либо темы или раздела. Здесь применяется литература учебная, находящаяся в фондах библиотеки лицея и в личной библиотеке педагога; художественная литература для создания особого эмоционального настроя, который бы учащиеся смогли пронести через изучение всей темы. Ведь известно, чем больше органов чувств задействовано в человеке при познании нового, тем быстрее, основательнее, надежнее запоминается это новое знание и применяется в жизни. Используется методическая литература, пособия для учителя, энциклопедии, всевозможная справочная литература, экологические атласы, электронные издания, информационные биологические порталы , периодические издания: «Биология в школе», газета «1 сентября» и приложения к ней по биологии и др.
Шаг 2. Учитель производит отбор самого интересного и нужного материала, делает его подборку, выстраивает в логической последовательности согласно плану лекции или структуре урока. Этот процесс работы часто напоминает монтаж кинофильма: из тысяч метров отснятой пленки режиссер выбирает только самые удачные и нужные, по сценарию, отрывки. Так и автор представленного опыта: из тысяч строчек, абзацев, заголовков выбирает самое нужное, правильное, интересное. Из этого строится «скелет» темы или вводной лекции. А переходы от пункта к пункту в плане лекции или при переходах от урока к уроку «заполняются» рассказами, стихами, интересными научными фактами.
Шаг 3. Заключается в обработке знаний, умений и навыков учащихся. На этом этапе ученики вырабатывают умение применять теоретические знания на практике посредством лабораторных, практических работ, эксперимента, уроков-экскурсий и др.
Шаг 4.В системе представляемой работы – это этап коррекции и контроля. Выход на конкретные знания ученика. «Что посеешь – то и пожнешь», гласит народная пословица. Поэтому нельзя закрывать ребенку возможности дальше возрастать в познании. Бывает так, что работа сделана на 3, а ученик старался, прилагал усилия. В таких случаях автор предоставляемого опыта употребляет простую фразу, которая еще никогда не подводила: «Извините, пока «3», но есть возможность…» А дальше излагаются рекомендации, которые помогают учащимся развиваться, повышать качество знаний, культуру речи, правильность изложения мыслей и т.д. Затем те учащиеся, которые воспользовались этими рекомендациями, получают иные, более высокие оценки, а кто нет – остаются при своих. На этом этапе преподаватель Ракова Е.В. проводит уроки-зачеты, фронтальные опросы, уроки-тесты. Проверяет качество усвоения конкретных тем, разделов и т.д. Объясняет ребятам, что физиология человека одинакова для любого органа: укрепляешь мышцы, тренируешься – становишься сильным, выносливым. Упражняешь свой мозг, наполняешь его знаниями, применяешь эти знания на практике – рождается и укрепляется разум и ребенок превращается в Человека.
2.
Проверочный этап
Цель для обучающихся (учителей предметников) на данном этапе. Получить возможность применить продемонстрированный опыт на практике.
Цель для педагога на данном этапе. Определить уровень психологической готовности участников мастер – класса применить предложенный опыт в собственной педагогической практике или же отвергнуть его, или применить элементы предлагаемого опыта в собственной педагогической практике (определение принятия – непринятия)
Задачи: вызвать положительное эмоциональное отношение к предлагаемому опыту обучения; способствовать желанию делиться собственными педагогическими «находками» с коллегами; побуждать к преодолению педагогической неуверенности и представлять личный педагогический опыт для демонстрации.
Методы: индивидуальные беседы, социальная мотивация: похвала за усердие, прилагаемое в работе мастер - класса, работа в группах.
3.
Основная часть:
изучение нового учебного материала.
Имитационная игра по теме: «Черты приспособленности организмов к среде обитания»
Цель для обучающихся (учителей – предметников) на данном этапе. Апробировать роль обучающихся, занимающихся по системе групповых технологий. Сравнить групповую форму работы с фронтальной. Обратить внимание на развитие коммуникативных навыков при групповой форме работы.
Задачи: выполнить задания имитационной игры по предлагаемой групповой технологии.
Цель для педагога на данном этапе.
А) образовательная – сформировать у учащихся навыки и умения по выявлению черт приспособленности живых организмов по их внешним признакам к жизненным средам; приводить примеры адаптивных и поведенческих реакций животных, растений и живых организмов в различных средах жизни;
Б) развивающая – активизация процессов познания; мышления – умение анализировать, сравнивать, обобщать – на основе заданий практической работы;
В) воспитывающая – воспитывать культуру речи, умение работать в малых группах, умение отстаивать свою точку зрения при помощи логически выстроенных доводов.
Создать условия для осмысления новой информации; способствовать осознанию пользы новых педагогических знаний с целью применения их на практике.
Задачи: познакомить с ключевыми понятиями; сформировать навыки и умения по выявлению черт приспособленности организмов по их внешним признакам к жизненным средам; развивать интерес к биологической науке.
Методы: словесные, информационные, проблемный рассказ, наблюдение объектов живой природы (картинки или Интернет).
Участники мастер – класса разделены на группы по 5-6 человек. Во главе каждой группы консультант, имеющий право на консультацию учителя.
Задание 1. «Разминка»
Данное задание дается для всех групп одновременно в виде экологического диктанта. Ответы даются письменно, лаконично.
А) Наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ называется…….
Б) Условия (компоненты) природной среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов, популяций, природных сообществ называются………………………….
В) В экологии выделяют факторы среды (перечислите какие)…………………………………………
Г) Наиболее благоприятную для жизнедеятельности организмов интенсивность экофактора называют…………………………………………………………………………………………………….
Д) Минимальные и максимальные границы факторов, угнетающе действующих на живые организмы или вызывающие их гибель, называют………….
Обучающиеся выполняют задание в соответствии с обозначенной задачей.
Задание 2. «Жеребьевка»
На столе у учителя находятся карточки, на которых записаны названия основных жизненных сред. Консультант вытягивает карточку для своей группы. План характеристики среды одинаков для каждой группы.
КАРТОЧКА 1 КАРТОЧКА 2
Наземно-воздушная среда Водная среда
КАРТОЧКА 3 КАРТОЧКА 4
Почвенная среда Живой организм – среда
обитания
КАРТОЧКА 5 Наземно-водная среда
План характеристики жизненной среды:
Название среды.
Плотность среды.
Наличие в среде кислорода.
Наличие в среде влаги.
Ограничивающие (лимитирующие) факторы среды.
Приспособления живых организмов к факторам среды; предполагаемые способы передвижения организмов в среде.
Задание №3. «Заполни таблицу»
Консультанты получают карточки-задания: «Среды жизни». Каждой группе – индивидуальная таблица, при заполнении которой консультант может пользоваться Интернетом, находя необходимые изображения животных или др. организмов
Название среды
Представители среды
Черты приспособленности
Группа 1
Водная среда
1.
1.
2.Дождевой червь
2.
3.
3. В среде обитают животные с бегательными конечностями и хорошо развитыми легкими
Название среды
Представители среды
Черты приспособленности
Группа №2
Почвенная среда
1.
1.
2.Бычий цепень
2.
3.
3.Животные среды имеют плавники и жабры для дыхания.
Название среды
Представители среды
Черты приспособленности
Группа №3
1.
1.
1.Животные, обитающие в среде, не имеют глаз и др. органов чувств, но имеют роющие конечности, прекрасные слух и обоняние.
2.
2.Лягушка
2.
3.Тело другого живого организма.
3.
3.
Название среды
Представители среды
Черты приспособленности
Группа 4
Наземно-водная среда
1.
1.
Веслоногие
рачки: дафнии и циклопы
2.
3.
3. В среде обитают животные с легкими полыми костями и двойным дыханием.
Название среды
Представители среды
Черты приспособленности
Группа №5
1.Наземно-воздушная среда.
1.
1.
2.
2.Речной окунь
2.
3.
3.
3.Животные, обитающие в седее имеют присоски и крючки на теле. Органов чувств нет. Нет кровеносной, дыхательной и др. систем органов.
Каждая группа завершает работу по заполнению таблицы выводом, где отражаются (перечисляются) основные адаптивные реакции, характерные для различных сред жизни (на основе полученных карточек).
По окончании работы выполненные задания сдаются на проверку. Проверка производится консультантами в присутствии учителя. Оценки выставляются в журнал. Можно предложить для проверки консультантам работы не своей группы. При этом сразу выявляется уровень эрудиции консультантов.
Участники мастер – класса выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей; создают задуманное мастером. Учитель дает оценку работы каждой группы, каждого консультанта.
4.
Закрепление учебного материала
Цель для обучающихся на данном этапе: закрепить полученные знания путем просмотра видеороликов, получить психоэмоциональную разгрузку, скорректировать приобретённые теоретические знания с натуральными «живыми» уроками, представленными на видеоролике «Сюжеты с уроков»
Цель для педагога на данном этапе: создать безопасные здоровьесберегающие условия для практической деятельности обучающихся, представить теоретический материал групповой технологии в действии (на практике).
Методы: свободное передвижение по помещению, просмотр роликов с уроков: 8 класс, тема: «Практическая работа по теме: « Первая помощь при кровотечениях »; 11 класс – регламентированная дискуссия по теме: «Этапы развития органического мира Земли».
5.
Контрольно - итоговый этап
Цель для обучающихся на данном этапе: попробовать самостоятельно разработать любой урок школьного курса биологии по алгоритму групповых технологий.
Цель для педагога на данном этапе: определить степень усвоения изученного материала, создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся.
Задачи: развивать умения работать в группе, в паре, со справочным материалом, слышать своих коллег, не бояться выступать перед аудиторией.
Методы: практическая работа по группам, самостоятельная работа с разбором элементов уроков по методике групповых технологий.
На данном этапе происходит работа в группах: каждая группа пытается разработать урок с применением групповых технологий по выбранным темам:
Группа №1 – по теме «Гигиена дыхания»; группа №2 – «Видоизменения побега»; группа №3 – «Физиология клетки»; группа №4 – по теме: «Теории происхождения жизни на Земле»; группа №5 – «Экологические группы птиц».
Мастер проводит анализ выполненных работ.
6.
Рефлексия
Цель для обучающихся (учителей – предметников) на данном этапе. Воспитание волевых качеств при преодолении встречающихся затруднений в процессе самостоятельной творческо-поисковой деятельности.
Цель для педагога на данном этапе. Создать ситуацию, побуждающую к самостоятельному творческому поиску нужных знаний, и навыков самостоятельной работы с учебной, энциклопедической и научно-популярной литературой.
Задачи: помочь обучающимся осознать, что отрицательный результат – это тоже успех, т.к. именно путем проб и ошибок формируются качества самоопределения педагога и становление его личной системы работы. ПК и сеть Интернет можно использовать в качестве педагогической лаборатории на дому. Способствовать желанию формирования собственной системы работы, объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей.
Методы: словесные, создание ситуации для применения полученных знаний.
Беседа с участниками мастер – класса.
Мастер:
Что нового о групповых технологиях вы сегодня узнали?
Понравилось ли вам общаться в группе по теме работы?
Как вы можете применить полученные знания в работе?
Понравился или нет вам мастер – класс, почему?
Нужна ли такая форма общения, как мастер – класс, в методическом объединении биологов? Почему?
План проведения мастер-класса по теме: « Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии».
Презентация системы работы учителя Полетаевой И.А.
Представление системы исследовательских технологий и учебных занятий по теме мастер-класса .
Проведение имитационной игры «Применение исследовательских технологий на разных этапах уроков различных типов» (в роли обучающихся – учителя-предметники, участники мастер-класса).
Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Представление системы учебных занятий:
описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Моделирование:
учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть. Содержание мастер-класса , его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса . Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса , показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все это легло в основу моей методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство и среда выявления и поддержки талантливой молодежи», результатом применения которой становится: признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории; формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур; развитие способностей к анализу, рефлексии, в результате чего стимулируется интерес к знаниям и процессу их приобретения, осознания значимости знаний в процессе их приобретения, успешная адаптация учащихся и выпускников школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.
Деятельность учителя по реализации методической системы «« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии»:
Разработка домашних заданий исследовательского и творческого характера
Развитие научного сотрудничества со специалистами - учеными
Формирование у учащихся компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений
Умение ориентироваться в информационном пространстве.
Использование метода проектов для формирования исслед.компетнции у уч.на своих уроках позволяет мне организовать учебный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: факты, проблемы, гипотезы, модель, эксперимент, теоретические выводы, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат - опыт деятельности - станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям учащихся позволяет использование мною не только личностно-ориентированных технологий, но и информационных технологий. Я считаю, что современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно-коммуникативные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные.
Биология - это наука экспериментальная, поэтому достаточно большое значение приобретает моделирование эксперимента с помощью компьютера, т.е. демонстрация эксперимента в режиме реального времени.
Проведение экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ, разработка, защита и применение исследовательских проектов, а также руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся ведется с использованием компьютерного..
Применение программно-аппаратного комплекса AFSТМ для проведения демонстрационных работ по биологии Класс Раздел биологии Тема раздела Лабораторная работа Датчик
6 Ботаника Жизнь растений Фотосинтез и дыхание О2 и СО2
Определение температуры и рН почвы температуры и рН
7 Зоология Взаимосвязь организмов и окружающей среды Определение температуры воздуха и воды как среды обитания животных Температуры
8 Человек и его здоровье ОДС Изучение силы жима правой и левой рукой Динамометр
Кровообращение Изменение ЧСС до и после физической нагрузки Пульсометр
Изучение АД человека Тонометр
Дыхание Изучение функции дыхания Частоты ДД
Изучение ЖЕЛ Спиро
Стандарты нового поколения предлагают нам, уважаемые коллеги, формирование у детей универсальных учебных действий. Дети часто спрашивают зачем нам те или иные знания. Наш ответ – без знаний умений не бывает. Любое знание обладает развивающим эффектом, особенно полученные при самостоятельном исследовании.
Задумывались ли вы насколько современные подростки склонны к исследовательской деятельности?
Я в свою очередь провожу диагностику выявляющую данную склонность. В результате анализа анкеты около 68% детей проявляют склонности к исследовательской деятельности и общению в процессе, ведь основная деятельность ребенка 11-13 лет - общение (слайд 4)
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект "Образование". В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Молодые люди, выпускники школы, должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Задача учителя на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", "умения", "знания" на понятия "компетенция", "компетентность". (слайд 5)
Компетентность является "ключевым" термином современного образования, который обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определённой области. Компетентность - результат образования, выражающегося в умении актуализировать имеющийся опыт и реализовывать его в соответствии с современными вызовами общества (совокупность компетенций).
Понятие "образовательной компетенции" трактуется как "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".
Ряд авторов предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные , относящиеся к общему содержанию образования. В апреле этого года мне посчастливилось побывать на педагогическом марафоне, который ежегодно проводится в г. Москва и на лекции Г.И. Лернер к.п.н., заведующий кафедрой методики преподавания биологии отметил, что метапредметные компетенции являются ключевыми, так как заложить все знания не возможно, но научить добывать их мы обязаны.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности. (слайд 6)
Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося.
Из модели формирования исследовательской компетентности обучающихся видно, что сформировать составляющие всех компонентов указанной компетентности и компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.
И решение данной проблемы видится в системном использовании технологий в образовательном процессе. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.
В основу моего опыта положены идеи уровневой дифференциации, технологии индивидуализации, метода проектов, разработанные Николаем Петровичем Гузиком (комбинированная система уроков), Владимиром Дмитриевичем Шадриковым (психология деятельности и способности человека), Татьяной Викторовной Щукиной(развитие познавательного интереса) и в основе пед.трактат «Учение с увлечением» Симона Соловейчика.
Знания в курсе биологии я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности. Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. В буклетах, которые перед вами, предложена таблица различных образовательных деятельностей с описанием цели, сущности и механизма применения.
Целю своего педагогического опыта считаю: - изучение биологических объектов и явлений не на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность, повышение учебной активности школьников, исследовательской направленности их деятельности.
Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по биологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию;
- формирование эколого – краеведческих знаний и умений;
- формирование у учащихся цельного, интегрированного взгляда на мир, развитие у них способность к творчеству, вырабатывание научного образа мышления. (слайд 7)
Ожидаемые результаты: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа:
Подготовительный
2 – 6 классы
Формирование основ практических навыков научной организации труда
Развивающий
7 – 9 классы
Развитие творческих способностей.
Формирование основ исследовательской деятельности
Завершающий
10 – 11 классы
Развитие умений и навыков исследовательской деятельности (слайд 8)