Автор рассказывает в своей статье о положительном влиянии познавательного интереса учащихся на продуктивную учебную работу у слабо мотивированных учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательные задания на уроках русского языка»
Познавательные задания на уроках русского языка
В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес – направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям.Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес , становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем. радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности , но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания. которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.
Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься , то приносит массу хлопот и огорчений учителю.
Игровые технологии.
. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.
Цели применения дидактических игр следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как
личности, развитие его творческих способностей;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.
Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Обучение русскому языку в школе имеет определённые трудности. Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Всё это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что значительная часть учащихся уже на втором или третьем году обучения утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказать свои мысли в устной и письменной форме.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Учителя - практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей - новаторов, но и на многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало “изюминок”, методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся.
Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но одним из них является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игры.
I. «Выбери три слова»
( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
2: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
а) рыбка вьюга чулок б) подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия,процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Риты и Жени есть ………….
Однажды дети пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
3. Тренировка по выработке умения анализировать в системе.
Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте из букв слова государство другие слова и запишите их.
Ответ:
город
год
оса
овраг
сода
удав
сорт
рога
роса
сосуд
торг
туда
уста
досуг
дорога
рос
враг
вода
удар
дар
дрова
род
трос
ус
свод
суд
ворота
ворот
рота
рот
Это соревнование целесообразно провести дважды. Сначала учащиеся выполняют задание без использования системы, подсчитывают количество записанных слов. Затем предлагаю детям продолжить поиск слов, но уже в системе ( Например: составлять слова на каждую из букв, входящих в слово государство, по порядку- сначала на Г, потом на О и т.д.) .По окончании игры подводится итог, который прибавляется к первому. Дети убеждаются в преимуществе употреблении системы.
Дидактическая игра: Одним словом. Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева - …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) Дидактическая игра: Все наоборот. Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Дидактическая игра: Кто быстрее соберет вещи. Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Дидактическая игра: Составь слово. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов
Дидактическая игра: Найди ошибку. Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. Дидактическая игра: Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Дидактическая игра: Заполни квадрат. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.
Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
(адрес)
Асфальтированная дорога - ... (асфальт)
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркостьи многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Вывод:
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения