Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность и игра»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА
Заводскова Н.Е.
филиал Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске
Ульяновск, Россия
Учебно-познавательная деятельность для ребенка на протяжении всей его учебы
это основной вид деятельности по времени, значимости, систематичности. Она является
источником воспитательного воздействия, которое происходит через содержание
учебного материала, и организацию этой деятельности. Развитие у учащихся
познавательной активности - требование, определяющее направление, в котором следует
совершенствовать учебно-воспитательный процесс в современной школе. Особую
актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности
школьников посредством игры.
Познавательная деятельность школьника, осуществляемая им в процессе учения,
считается основным видом деятельности. В словаре дается следующая трактовка понятию
познавательная деятельность: «Познавательная деятельность — сознательная
деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и
явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [1].
В процессе познавательной деятельности у каждого ученика появляются
определённые субъективные переживания, влияющие на характер познавательной
активности. Эти психологические переживания принято называть внутренними
факторами развития личности. Положительная внутренняя настроенность школьника к
учению обуславливает его познавательную активность. Если же такой настроенности нет,
ученик, как правило, проявляет равнодушие и умственную пассивность. На
познавательную активность школьников воздействуют: отношения, которые принимают
форму потребностей, интересов, мотивов и определенных установок деятельности
(поведения). Каждая из названных форм отношений выступает как определённая ступень
внутренней стимуляции к деятельности.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме игры, интенсивно ведется
разработка теории игрового обучения.
Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем
психологии младшего школьного возраста. Известные педагоги называют игру «первой школой мысли для ребёнка» и полагают, что «каков ребенок в игре, таким во многом он
будет в работе». Действительно, именно через игру ребёнок впервые приобщается к миру
взрослых. В игре ребёнок проявляет себя, свои склонности и таланты, свой характер и
отношение к миру. Игры для начальной школы должны обязательно учитывать
особенности психологии ребёнка.
Развивающие игры для детей собирают в единое целое уже знакомый дух игры и
новую ситуацию целенаправленного обучения. Так, игры для младших школьников могут
помогать детям:
-развивать интеллектуальные способности;
-получать удовольствие от познавательной деятельности;
- осваивать социальные навыки;
- обнаруживать склонности к творчеству, развивать таланты.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое
место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры
создают сами дети при некотором руководстве воспитателя.
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей
взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В
основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи,
целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в
большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры,
развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.
Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших
школьников. Можно выделить следующие виды таких игр:
- литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Цель таких игр -
формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных
способностей, освоение навыков коллективной деятельности.
- игры на комбинирование: это такие игры, как игры со спичками, логические
задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать
новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
- игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со
спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность
действий какой - либо цели.
- игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее,
загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять
отдельные предметы.
Своеобразие дидактических игр заключается в том, что она одновременно является
формой обучения, в которой содержатся все структурные элементы (части), характерные
для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,
правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой
ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры,
направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она
возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры
состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у
детей.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются
задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ
игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между
ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность
ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные
желания, проявлять эмоционально-волевое усилие.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями,
соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
- обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать:
они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ
выполнения;
- организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения
детей в игре;
- дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Таким образом, игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным
и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В
этом заключается их развивающая роль.
Литература:
1. [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://vocabulary.ru/dictionary
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии.