kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра - важнейшее средство в воспитании школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников

         Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Игры  предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.

         Однако, не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

         При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения. По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

         1.     Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

2.     Игры, требующие воспроизведения действий.

3.     Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

 Некоторые исследователи делят игры на две группы:

- наглядные,

- словесные,

которые часто применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала.

 

 Дидактические игры по числу участников делятся на:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнований, что повышает активность детей в процессе обучения.

На уроках русского языка, математики, окружающего мира игра в большей степени способствует изучению, закреплению, повторению изучаемого материала. Часто употребляется форма игры как отдельный этап урока, в отдельных случаях весь урок проводится в форме игры, например урок-КВН, викторина, путешествие и т.д.

В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса к игре. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровьесберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым учащимся, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню. Таким образом, в процессе игры решается много задач учебных, а также по сохранению физического и психического здоровья.

Например:

  1.  Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    2.  Какие цифры закрыты карточками?
    3.  Математический лабиринт “Догони-ка!"
    По этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?
    4. Задание на смекалку.
    Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.
    Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
    5.  Задачи на сообразительность.
    а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой “чудесный" мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

     

Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

Просмотр содержимого документа
«Игра - важнейшее средство в воспитании школьников »



Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников

         Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Игры  предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.

         Однако, не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

         При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения. По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

  1.     Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

2.     Игры, требующие воспроизведения действий.

3.     Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

 Некоторые исследователи делят игры на две группы:

- наглядные,

- словесные,

которые часто применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала.



 Дидактические игры по числу участников делятся на:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнований, что повышает активность детей в процессе обучения.

На уроках русского языка, математики, окружающего мира игра в большей степени способствует изучению, закреплению, повторению изучаемого материала. Часто употребляется форма игры как отдельный этап урока, в отдельных случаях весь урок проводится в форме игры, например урок-КВН, викторина, путешествие и т.д.

В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса к игре. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровьесберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым учащимся, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню. Таким образом, в процессе игры решается много задач учебных, а также по сохранению физического и психического здоровья.

Например:

  1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    2. Какие цифры закрыты карточками?
    3. Математический лабиринт “Догони-ка!"
    По этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?
    4. Задание на смекалку.
    Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.
    Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
    5. Задачи на сообразительность.
    а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой “чудесный" мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.


Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Игра - важнейшее средство в воспитании школьников

Автор: Мифтахова Ирина Владимировна

Дата: 21.08.2014

Номер свидетельства: 112433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Игра как средство воспитания детей."
    ["seo_title"] => string(35) "igra_kak_sredstvo_vospitaniia_detei"
    ["file_id"] => string(6) "500576"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1550598621"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Игра – важное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД"
    ["seo_title"] => string(80) "ighra_vazhnoie_sriedstvo_vospitaniia_dietiei_s_oghranichiennymi_vozmozhnostiami_"
    ["file_id"] => string(6) "429618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506311340"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Самообразование на тему"нравственно-эстетическое воспитание школьников" "
    ["seo_title"] => string(79) "samoobrazovaniie-na-tiemu-nravstvienno-estietichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "238732"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444643597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,  КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(121) "ispolzovaniienarodnykhpodvizhnykhisportivnykhigrnaurokakhfizichieskoikulturykaksriedstvozdoroviesbieriezhieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "270959"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451323142"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства