Просмотр содержимого документа
«Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся.»
Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся. Учитель начальных классов высшей категории Яшина Марина Львовна МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска
На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени.
Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов? Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Внимание на слайд. Портфолио – это: • способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения; • коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях; • систематический и специально организованный сбор работ, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико - ориентированного подхода в образовании. Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, которые вы можете увидеть на слайде.
• поощрять активность и самостоятельность; • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Выделяют следующие функции портфолио: Они фиксируют…, поддерживают…, поощряют… и показывают… • диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный промежуток времени); • целеполагания (поддерживает учебные цели); • мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка); • содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика); • развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году); • рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений). Благодаря своим особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие • дифференцированные оценки, которые покажут уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ; • интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач; • продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в школу до её окончания; • результаты, достигаемые в ходе школьной и внешкольной деятельности . Итак, что такое портфолио? Уважаемые коллеги, давайте попробуем ответить на этот вопрос. Совершенно верно. Не читать. Будет на слайде. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей; Создание портфолио – совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя. Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени обучения. Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио именно в начальной школе, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения. Использование технологии портфолио в начальной школе также обусловлено особенностями развития младших школьников, которые не вполне осознают значение отметки, полученной за выполнение какой-либо деятельности, и воспринимают её как оценку его личности в целом, что во многом определяет систему социальных отношений в семье и школе. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи: • своевременно отмечать успехи ученика; • диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; • поддерживать интерес школьника к получению качественного образования; • формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; • способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач. Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической работы учителя и становится дополнительной нагрузкой для педагога. Однако это необходимо, так как работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован» Именно технология “Портфолио” обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Спасибо за внимание!
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
своевременно отмечать успехи ученика;
проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
поддержать интерес школьника к учебному труду;
формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;
учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.