Понятие познавательных универсальных учебных действий
Понятие познавательных универсальных учебных действий
Современный ребенок обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс. Познавательные универсальные учебные действия чаще всего сочетаются с общей любознательностью и свидетельствуют о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. У детей это проявляется в вопросах к учителю, стремлении по собственному желанию участвовать в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, в умении переносить знания в новые ситуации. Развитие у ребенка познавательных универсальных учебных действий в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие познавательных универсальных учебных действий»
Понятие познавательных универсальных учебных действий
Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е. способность школьника к самосовершенствованию путем сознательного усвоения социального опыта. В психологическом значении «универсальные учебные действия» - совокупность способов действия субъекта и навыков учебной деятельности, благодаря которым ученики самостоятельно усваивают новые знания, формируются умения организации процесса учения [10].
Способность школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения и формировать компетентности, а также самостоятельную организацию процесса учения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия дают ученикам возможность широко ориентироваться в различных предметных областях и в строении учебной деятельности, осознание целевой направленности учебной деятельности, ценностных и операциональных характеристик.
Итак, достижение умения учиться означает полноценное освоение учащимися всех содержательных компонентов учебной деятельности, включающих:а) познавательные и учебные мотивы; б) учебную цель; в) учебную задачу;
г) учебные действия и операции (умение ориентироваться, преобразовывать материал, контролировать и оценивать) [13].
Умение учиться - основной фактор повышения эффективности освоения учениками знаний по предметам, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [16].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Данный подход основывается на теоретических положениях концепции П.Я. Гальперина [9], Л.С. Выготского [7]., А.Н. Леонтьева [7], Д.Б. Эльконина [11], которая раскрывает основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся; учитывает общие закономерности возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали H.A. Лoшкaревa [4], JI.C. Выгoтский [7], Ю.К. Бaбaнский [12], П.Я. Гaльперин [9], A.A. Люблинскaя[4], К.Д. Ушинский [3], С.Т. Шaцкий[2]. Отдельные виды oбщеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Тaтьянченкo [34], Г.К. Селевкo [31], Д.В. Вoрoвщикoв [11], A.B. Усoвa[31].
В составе ведущих видов универсальных действий в обучении, которые диктуются ключевыми целями образования, выделяют четыре блока: 1) регулятивный (который включает действия саморегуляции); 2) личностный; 3) коммуникативный; 4) познавательный [7].
Познавательные универсальные действия в обучении обеспечивают способность к познанию окружающей действительности: готовность воспроизводить обработку, направленный поиск и использование информации.
К познавательным УУД можно отнести: осознание познавательной задачи; умение слушать и читать, чтобы извлечь нужную информацию, умение самостоятельно находить информацию в материалах рабочих тетрадей, учебников; способность понимать информацию, которая представлена в модельной, изобразительной, схематичной форме, использовать знаковые символичные способы и средства для решения разных учебных задач; способность выполнять учебные познавательные действия в умственной и материализованной форме; умение осуществлять для решения школьных задач операции сравнения, классификации, анализа, синтеза, устанавливать причинные и следственные связи, делать нужные обобщения и необходимые выводы.
В число общеучебных познавательных действий входят:
1) самостоятельное формулирование и выявление познавательной цели;
2) поиск и выделение нужной информации;
3) применение средств и методов информационного поиска, включая помощь компьютерных средств и технологий;
4) знаково-символические учебные действия, в том числе моделирование (к которому относится преобразование объекта в модель из чувственной формы, где выявлены существенные характеристики и свойства объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, которые определяют конкретную предметную область);
5) умение учащихся структурировать знания; умение произвольно и осознанно выстраивать речевое высказывание в письменной и устной форме; выбор самых эффективных способов и средств решения задач в зависимости от определенных условий;
6) рефлексия условий и способов учебных действия, оценка и контроль результатов и процесса школьной деятельности;
7) смысловое чтение, к которому относятся осмысление целей чтения и выборы определенных видов чтения в зависимости от целей чтения; поиск нужной информации из изученных текстов различных жанров; определение, как второстепенной, так и основной информации;
8) восприятие школьниками текстов научного, художественного, научного, официально-делового и публицистического стилей; адекватная оценка и понимание языка средств информации; умение подробно, адекватно, выборочно, сжато передавать и перефразировать содержание текста, составлять разные тексты различных жанров, при этом соблюдать нормы построения текста (то есть, тема, жанр и стиль речи должны соответствовать и др.) [3, с. 69].
Наряду с общеучебными познавательными действиями выделяются универсальные познавательные логические действия:
1) синтез для составления целого из частей, при самостоятельном восполнении, достраивании недостающих компонентов;
2) анализ объектов для выделения признаков (несущественных и существенных);
3) доказательство;
4) выбор критериев и оснований с целью подведение под понятия, сериации, сравнения, классификации объектов, выведение следствий;
5) выдвижение и обоснование гипотез;
6) установление причинных и следственных связей, выстраивание логических цепей своих рассуждений.
Действия решения и постановки проблем включают формулирование нужной проблемы и самостоятельное создание средств и способов решения этих проблем поискового и творческого характера [3, с. 69].
В основе логических познавательных универсальных действий в обучении лежат логические операции, базирующиеся на формальной логике. Именно такой учебный предмет, как «математика» преимущественно построена по законам и механизмам формальной логики. Это возможно в силу абстрактности различных понятий учебного предмета математики, в которых количество связей ограничено и могут быть отслежены [10].
К познавательным учебным действиям относятся такие логические действия, которые имеют наиболее всеобщий характер, так как направлены на установление отношений и связей в любой области научного знания. В рамках учебной деятельности под логическим мышлением как правило понимается умение и способность школьников производить простейшие логические действия (синтез, обобщение, анализ, сравнение и др.), составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием разных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Номенклатура логических учебных действий включает:
1) опознание конкретных, чувственных объектов (для их включения в тот или иной класс);
2) сравнение конкретных, чувственных данных (для выделения различий и тождеств, составления классификации, определения общих свойств и признаков);
3) анализ – выделение «единиц» из элементов и целого;
4) расчленение на несколько частей - целое;
5) сериация – это упорядочение данных по выделенному основанию;
6) вывод следствий;
7) синтез - составление целого из нескольких, в том числе самостоятельно выполняя, достраивая недостающие компоненты;
8) классификация - отнесение объекта к группе на основании заданного признака;
9) обобщение – выделение и генерализация общности для целого класса или ряда единичных объектов, опираясь на выделенные сущностные связи;
10) подведение объекта под понятие - распознавание и выделение существенных признаков объектов и их синтез;
Также главным компонентом познавательных универсальных учебных действий выступает моделирование - знаково-символическое моделирование.
Перевод заданного текста на знаково-символический язык делает обозримыми отношения и связи, которые скрыты в тексте, способствуя тем самым нахождению и поиску структуры текста. Успешность перевода текста основывается на адекватности его понимания, определяется способами представления, видами знаковых и символических средств, связями между основными смысловыми единицами изучаемого текста.
Необходимо учитывать, что при развитии и формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на содержание и установление связей между предлагаемыми педагогом прошлым опытом и понятиями школьников, в этом случае учащемуся легче осмыслить, увидеть, воспринять учебный материал.
Результатом развития и формирования познавательных универсальных учебных действий являются следующие умения:
а) осознанно и произвольно владеть общими приемами решения задач;
б) осуществлять необходимый поиск нужной информации с целью выполнения различных учебных заданий;
в) использовать знаковые и символические средства, схемы и модели с целью решения разных учебных задач;
г) ориентироваться на многочисленные способы решения разных задач;
д) учиться основам смыслового чтения познавательных и художественных текстов; уметь выделять главную информацию из текстов различных видов;
е) уметь производить анализ объектов с выделением несущественных и существенных признаков;
ж) уметь производить синтез - составление целого из разных частей;
з) уметь производить сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
и) уметь устанавливать причинные и следственные связи;
к) уметь выстраивать рассуждения в форме связи простых суждений о строении объекта, о самом объекте, связях и свойствах;
л) уметь осуществлять аналогии;
м) владеть общими приемами решения различных учебных задач;
н) производить расширенный поиск различной информации с использованием разных ресурсов библиотеки, образовательного пространства малой родины, родного края;
о) преобразовывать и создавать схемы и модели для решения различных задач;
п) уметь производить выбор наиболее успешных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий.
Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте познавательные универсальные учебные действия объясняются в содержании метапредметных результатов учебной деятельности:
1) умение школьником оценивать правильность выполнения задач в учебной деятельности, оценивать собственные возможности решения учебных задач;
2) умение школьниками самостоятельно планировать пути достижения необходимых целей, в том числе альтернативные цели, осознанно выбирать самые эффективные способы решения познавательных и учебных задач;
3) умение школьником самостоятельно определять цели собственного обучения, формулировать и ставить для себя новые учебные и познавательные задачи, развивать интересы и мотивы собственной познавательной деятельности;
4) умение школьником устанавливать аналогии, создавать обобщения, классифицировать, определять понятия, самостоятельно выбирать критерии и основания для классификации, устанавливать причинные и следственные связи, логически размышлять, строить логические умозаключения (по аналогии, индуктивное, дедуктивное) и делать выводы;
5) умение школьником применять, создавать и преобразовывать символы и знаки, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач [2, с. 7].
Одно из важных познавательных универсальных действий в обучении: способность учащимися решать проблемы и задачи. Усвоение школьниками общих способов и приёмов решения задач в младшей школе базируется на уровне развития и сформированности логических операций, к которым можно отнести - способность анализировать объекты, умение осуществлять сравнения, умение выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическое умножение, устанавливать аналогии, логическую мультипликацию. В силу довольно сложного системного характера общих способов и приемов решения задач познавательное универсальное действие в учебе может рассматриваться как модельное для системы познавательных универсальных учебных действий. Решение задач выступает и как средство, и как цель обучения. Умение решать и ставить задачи является одним из главных показателей уровня развития школьников, открывает учащимся пути овладения новыми предметными знаниями.
Существуют разные подходы при анализе хода и процесса решения задачи: психологический (анализируются мыслительные операции, на основе которых процесс протекает), логико-математический (выделяются логические операции, которые входят в этот процесс) и педагогический (приемы обучения, которые формируют у школьников умения решать задачи). При всем разнообразии подходок к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема для решения задач.
1. Математический, семантический и логический анализ текста задач является важным компонентом приема их решения.
2. Перевод текста на язык схем, математики и пр. с помощью невербальных и вербальных средств. В результате логического, математического и семантического анализа задачи текст определяется как совокупность конкретных смысловых единиц. Но, текстовая форма выражения смысловых единиц сообщения часто содержит несущественную для реализации решений задач информаций. Чтобы школьники могли были выявить только важные существенные смысловые единицы, чтобы текст задачи был сформулирован кратко с применением конкретной условной символики. После того как конкретные задачи специально выделены в краткую запись, необходимо перейти к анализу связей и отношений между выделенными данными.
Для выделения смысловых существенных единиц осуществляется перевод текстов на язык графики - графических моделей, который понимается как представление текстов с помощью невербальных способов и средств – моделей разного вида: таблицы, графики, чертежи, схемы, символические рисунки, формулы, уравнения и др. Перевод текстов в форму моделей способствует обнаружить в них отношения и свойства, которые зачастую с трудом выявляются при чтении текстов.
3. Установление отношения между данными и вопросом. На основе анализов вопросов и условий задач определяются средства и способы их решений (построить, доказать, вычислить), выстраивается последовательность нужных школьнику познавательных действий. При этом устанавливаются недостаточность, достаточность данных, избыточность данных. Выявляются четыре вида отношений между объектами и величинами: кратность, разность, равенство, часть/целое, - сочетание которых определяет разнообразие способов и приёмов решения различных задач. Анализ практики обучения показывает, что в основном затруднения для школьников представляют задачи и упражнения с отношением кратности.
4. Составление плана для решения. На основании определенных отношений в задаче между величинами объектов определяется последовательность познавательных действий – определяется план решения.
5. Реализация плана решения.
6. Проверка и оценка решений задач. Проверка проводится с позиции адекватности плана для решения задач, способов решений, которые ведут к результату (рациональности способов, нет ли более простого способа). Одним из способов проверки правильности при решении задач, особенно у первоклассников, являются способы решения и составления задач, обратной данной [32].
Таким образом, познавательные универсальные действия в учебе являются целостной системой, в которой развитие и происхождение каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами действий в учебе и общей логикой возрастного развития.