kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит теоретический материал по теме "Формирование познавательных УУД поредством игровых технологий в о внеурочной деятельности"

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1 Сущность и определение понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «педагогическая технология», «игровые технологии»

1.2 Возрастные и психические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 

1.3 Особенности применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий»

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Сущность и определение понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «педагогическая технология», «игровые технологии»


Рассмотрим определение понятий «универсальные учебные действия» и «познавательные универсальные учебные действия».

Для рассмотрения понятий «универсальные учебные действия» и «познавательные универсальные учебные действия» обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей [22].

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий (УУД) (регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД), раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. [22]

Исходя из темы исследования, особый интерес для нас представляют познавательные УУД, лежащие в области метапредметных результатах освоения образовательной программы.

Н.Г. Савкина, кандидат педагогических наук, утверждает, что термин «универсальные учебные действия» (УУД) можно определить, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых умений и знаний, организацию этого процесса [17, с. 125].

Термин «универсальные учебные действия», в широком смысле подразумевает умение учиться, т.е. учащиеся обладая данными действиями приобретают способность к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному процессу присвоения нового социального опыта. Ориентируясь на более узкий смысл данного термина, мы определим, что «универсальные учебные действия» это совокупность способов действий обучаемого, которые призваны обеспечить его способность самостоятельно усвоить новые знания и умения в рамках школьной образовательной программы и самому организовать этот процесс.

Осуществление процесса формирования универсальных учебных действий происходит посредством усвоения учащимися знаний по разным учебным дисциплинам. Таким образом, можно сказать, что каждая учебная дисциплина может раскрыть для учащихся возможности, способствующие формированию УУД, при этом данный процесс напрямую зависим от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся [26].

По мнению О.А. Карабановой, универсальные учебные действия рассматриваются как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познавательной и учебной мотивации. Она утверждает, что осваивая универсальные учебные действия, ученик получает возможность самостоятельно и эффективно осваивать новые знания, формировать навыки и компетенции. Эта способность обеспечивается тем фактом, что УУД как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широко ориентироваться в различных предметных областях. [7]

Е.Н. Ломакина, методист, считает, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, использованию полученной информации [11, с. 59].

«Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [2, с. 90].

С.В. Короткова считает, что познавательные УУД – это синтез разнообразных интеллектуальных и познавательных операций, которые помогают учащимся осуществлять познавательную деятельность. Они охватывают такие умения, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнение, а также умение различать пространственные и временные отношения. Познавательные УУД активизируют интеллектуальную деятельность детей, способствуют развитию их мышления, памяти, воображения и внимания. [8, с. 345]

В обновленном ФГОС НОО сформулированы требование к метапредметные результаты освоения программа начального общего образования. Обучающиеся начальной школы должны овладеть следующими универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  1. базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть -целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [22].

В кратком педагогическом словаре – справочнике К.М. Хоруженко пишет, что техника педагогическая – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия. Техника педагогическая – составная часть педагогического мастерства и педагогической культуры и требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой профессиональной теоретической и практической подготовки, осуществляемой в образовательных учреждениях». [24, c. 104]

По определению Г.К. Селевко «педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам». [18, с. 4]

П.И. Пидкасистый считает, что игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления [15, с. 162].

Следуя определению Г.К. Селевко, игровая технология представляет собой вид деятельности, производимый в условиях ситуаций, которые направлены на процессы воссоздания и усвоения общественного опыта, в процессе которого происходит развитие и совершенствование самоуправления поведением [18].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Исходя из анализа литературы, мы выяснили, что «универсальные учебные действия» (УУД) - это совокупность способов действия учащегося, направленные на самостоятельное усвоение новых умений и знаний, организацию этого процесса. А также установили, что «познавательные универсальные учебные действия» представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска.

Таким образом, современный педагог в своей деятельности направлен на развитие всесторонней развитой личности. В учебном процессе развитие познавательных процессов является главной и основной целью педагога. Но параллельно с учебной деятельностью развитие ребенка предполагается и во внеурочной среде.

Анализ научной литературы также показал, что технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Можно сделать вывод, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В следующем параграфе рассмотрим возрастные и психические особенности формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.


1.2 Возрастные и психические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности


Познавательная сфера младшего школьника имеет ряд особенностей. В 7 лет ребёнок становится учеником в школе. У школьника меняется ведущая деятельность, привычный режим дня, появляется новый значимый взрослый в лице учителя – все эти факторы следует рассматривать как обусловливающие развитие познавательной деятельности. В этот период ребёнок готов усваивать знания, умения и навыки. Учебная деятельность предъявляет серьёзные требования к умственному развитию ребёнка. Расширяется кругозор младшего школьника, т.к. он знакомится с различными дисциплинами. Познавательные интересы младших школьников ещё неустойчивы, как отмечает Л.П. Крившенко [9, с. 263].

А.Г. Цукерман считает, что развитие познавательной деятельности младшего школьника во многом зависит от когнитивных стратегий, к которым можно отнести: запоминание словарных слов, формирование понятия, выдвижение гипотезы, построение доказательства. Эти стратегии формируются на основе комбинации интеллектуальных операций познавательных функций: внимания, восприятия, представления, мышления, памяти, фантазии [26].

Чтобы более ясно понимать особенности формирования познавательных логических УУД у младших школьников, предлагаем рассмотреть особенности их умственного развития.

Говоря об умственном развитии, мы представляем себе ряд психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, приведенные Н.Г. Калашниковой [6, с. 162].

Одним из главных среди познавательных процессов являются ощущения. У младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. Острота слуха у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста, чему способствует обучение чтению и письму. Для успешного обучения детям нужны разнообразные ощущения [4, с. 102].

Процесс восприятия у детей достаточно развит, и дальнейшее его развитие происходит в процессе обучения. В учебной деятельности восприятие сводится к определению формы и цвета.

Процесс внимания развивается на протяжении обучения в начальной школе. Главная задача младшего школьника овладеть произвольным вниманием.

Память детей начальной школы в основном механическая, т.к. дети пока не могут различить, что нужно дословно запомнить, а что в общих чертах [25, с. 29].

С приходом в первый класс воображение детей становится ближе к действительности по сравнению с дошкольниками.

Процесс мышления у детей начальной школы меняется сначала от практически-действенного к наглядно - образному, а затем и к словесно- логическому. Развитие словесно-логического мышления происходит благодаря коренному изменению содержания, которым оперирует мысль.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления детей, и именно в этот период познавательные логические универсальные учебные действия в большей степени, должны стать предметом овладения младшими школьниками. В этот период анализируется целостное восприятие образов, выделяются свойства, существенные признаки, формируются конкретные мыслительные операции, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать: проводится сравнение, классификация, а также на основе обобщения и синтеза предпринимаются попытки дать определения. В это же время закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации [4, с. 116].

Более сложные познавательные УУД, такие как поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей, владение общим приёмом решения задач базируются на логических УУД: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление синтеза, как составления целого из частей, проведение сравнения, классификации по заданным критериям, обобщение, установление аналогий [21, с. 72].

В соответствии с ФГОС НОО реализация основной образовательной программы общеобразовательной школы на этапе начальной ступени образования реализуется не только посредством учебной деятельности, но и средствами внеурочной деятельности. Согласно определению, данному в ФГОС НОО, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в различных формах, у обучающихся формируются универсальные учебные действия.

Внеурочная деятельность, как уже отмечалось ранее, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности.

Показателем того, что внеурочная деятельность является значимой в формировании познавательных УУД, по мнению С.А. Альтовской будет, то: «Что дети могут осуществить расширенный поиск информации, фиксировать её с помощью схем, знаков, создавать модели, осуществлять выбор способов решения задач в зависимость от конкретных условий, строить логическое рассуждение» [1, с. 43].

Из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что благодаря разнообразным формам организации внеурочной деятельности, могут быть созданы условия для формирования и развития познавательных интересов у младшего школьника, развивают стремление к обдумыванию и поиску информации, дают уверенность детям в своих силах и возможностях.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.

Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

На протяжении младшего школьного возраста у детей происходит развитие познавательных процессов, овладение всеми компонентами учебной деятельности. Для того чтобы развитие познавательных процессов проходило систематически, целенаправленно и эффективно, нужна мотивация и заинтересованность в изучении нового материала. Поэтому для формирования познавательных универсальных учебных действий эффективно использовать игровые технологии.

В следующем параграфе рассмотрим особенности применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников.


1.3 Особенности применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников


Исследуемый нами возрастной период является периодом начальной школы.

Как и в дошкольном возрасте, у младших школьников ведущим видом деятельности остается игровая деятельность. Используя в процессе учебной деятельности элементы игры, педагог обучает детей в соответствии с их природными потребностями, что значительно повышает эффективность процесса обучения, уровень усвояемости знаний, минимизирую количество стрессов у детей. Тем более психологи, работающие в школах, говоря о свойственном данному возрасту кризису младшего школьника, предостерегая педагогов, советуют на начальном этапе обучения в школе применять как можно больше игровых технологий, представляющих для младших школьников благодатную среду и способствующих более плавному переходу от дошкольного возраста к достаточно важному в жизни каждой личности, периода школьного обучения.

Ученый Д.Н. Узнадзе характеризует игру как форму психогенного поведения, т.е. внутренне присущего каждой личности [20, с. 62]. Л.С. Выготский в своих трудах представлял игру пространством «внутренней социализации» ребенка и средством, необходимым в процессе усвоения социальных установок, что значительно улучшает в дальнейшем непосредственно сам процесс социализации [3, с. 121].

По нашему мнению, наиболее полное определение понятия «игра» можно найти в работах В.С. Кукушина. Он представляет игру как вид деятельности в условиях ситуаций, который направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в процессе которого происходит закладка и совершенствование самоуправления поведением [10].

Обращаясь к исследованиям Б.П. Никитина, можно отметить, что для него игра считается набором задач, решаемых ребенком, с привлечением дидактического материала. Достаточно часто используемая на практике технология развивающих игр Б.П. Никитина, представляет интерес для педагогов, в связи с тем, что предлагаемая им программа игровой деятельности включает набор развивающих игр, базирующийся на его общей идее, но в то же время, обладающий характерными особенностями [14, с. 261].

Игровые технологии представляют собой одну из основных компонентов активных форм обучения. Стоит отметить тот факт, что вопросы, связанные с применением игровых технологий в процессе образовательной деятельности, не возникли недавно. Проблемами разработки теоретической и методологической основы игры, вопросами выяснения ее социальной природы, ее значимости в процессах развития обучаемого занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игровые технологии тесно взаимосвязаны с общепедагогическими при условии постоянного включения их в учебную деятельность учащихся младшей школы. Они должны быть целенаправленно использованы в процессе обучения и развития младшего школьника, а также в системе методических приемов, дидактически обоснованных.

Необходимо также отметить такую особенность, как способность дополнять, существующие учебные признаки и реализовывать не ведущую, а ведомую деятельность учащихся начальной школы. Органично сочетаясь с основным направлением учебного процесса, игровые технологии способны участвовать в реализации его основных целей, эффективно влияя на результаты данного процесса. Специалисты утверждают, что в игровые технологии включены некоторые функции, способствующие профилактике и коррекции интеллектуальных умений, имеющие первостепенное значение в процессах формирования учебной деятельности младших школьников.

Для решения задачи успешной реализации учебной деятельности в младших классах педагогам можно применять несколько видоизмененные игры, в которых бы учитывались возрастные особенности данного возраста.

Стоит обратить внимание на то, что слишком простые игры могут быть не интересны младшим школьникам, и наоборот, слишком сложные привлекут внимание детей не добьются ожидаемого эффекта, а именно вызвать интерес к учебной деятельности. Также следует отметить, что тематика и содержание используемых на уроках игр должны естественным образом соотноситься с программой формирования познавательных универсальных учебных действий.

Использование игровых технологий в учебном процессе позволяет развить игровую мотивацию, представляющая средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В процессе использования игровых технологий реализуется целый комплекс образовательных задач, включающий развивающие, дидактические, воспитательные и социализирующие задачи.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Использование во внеурочной деятельности игровые технологии позволяют снимать усталость от однообразных занятий, включать воображение школьников, способствует приливу умственных сил и облегчает как восприятие знаний, так и выполнение учебных упражнений. Методические элементы игры состоят в следующих этапах:

  1. «Пролог» ˗ установления контакта, создание благоприятной атмосферы.

2) «Инструкция» ˗ сообщение правил действия, распределение ролей.

3) «Кульминация» ˗ поиск, решение задачи, итог.

4) «Рефлексия» ˗ эмоциональное отношение к игре [21, с.13].

С целью формирования познавательных универсальных учебных действий можно выделить следующие виды игр: настольные игры; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; игры-путешествия; интеллектуальные игры.

Настольные игры развивают логическое мышление, память и наблюдательность. Они дают возможность индивидуально подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

а) Кроссворд – разновидность настольных игр. Тематические кроссворды могут быть как одним из этапов занятия (например, проверки домашнего задания и др.), так и способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, выдумки.

б) Ребус – игра, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. Чтобы прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Правила разгадывания: запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.

в) Чайнворд – образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Слова в чайнворде никогда не пересекаются, а идут последовательно по часовой стрелке. Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

Дидактические игры – одно из эффективных средств развития интереса к внеурочной деятельности. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «А ну-ка отгадай» и т.д. Игры и упражнения строятся с учётом различной степени трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.

Сюжетно-ролевые игры содержат дидактические и специфические функции. Дидактические состоят в том, что ребенок в процессе игры получает разнообразные знания об окружающей действительности, формируются умения и навыки поведения. Специфические функции сюжетной игры заключаются в том, что ребенок ориентируется в сфере человеческих отношений, координирует действия с другими.

Игры-путешествия – маршрутная игра, по станциям. Они способствуют углублению, закреплению нового материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Цель игры: углубить знания, придать содержанию необычность.

Интеллектуальные игры – вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Любая интеллектуальная игра дает огромные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. К этой категории относятся задачи «на сообразительность» – шарады, головоломки, загадки.

При проведении игр учителю следует придерживаться следующих методических принципов:

1) Правила игры должны быть простыми и понятными.

2) Материал игры посилен для всех детей.

3) Используемая наглядность эстетично оформлена.

4) Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

5) Если игра сильно возбуждает детей, то она не должна продолжаться слишком долго, а следом за ней надо предложить задание, которое помогло бы детям успокоиться.

6) Подведение результатов игры должно быть обоснованным и справедливым.

В заключении стоит отметить, что приведенные варианты игровых технологий при их своевременном и уместном использовании в учебном процессе младшей школы могут привести к повышению эффективности образовательного процесса, так как игра, в любом ее виде, увлекает детей, дает им возможность раскрепоститься, проявить свои творческие способности и параллельно усвоить массу важной информации.

Таким образом, процесс применения игровых технологий дает возможность обобщить пройденный материал, усвоить новые правила, а также, закрепить имеющиеся знания в системе, в ракурсе новых связей, что должно способствовать наиболее эффективному освоению материала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Козубова Екатерина Михайловна

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по в/д в 1 классе "Весёлый английский""
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_po_v_d_v_1_klasse_vesiolyi_angliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "621794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1672162410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства