kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка детей к обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада, со­стоят в обучении детей составлять предложения из двух — четы­рех слов, членить предложения такого же состава на слова, чле­нить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях за­крепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке; лингвистические, теоретические определения не даются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к обучению грамоте »

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада, со­стоят в обучении детей составлять предложения из двух — четы­рех слов, членить предложения такого же состава на слова, чле­нить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях за­крепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке; лингвистические, теоретические определения не даются.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ

В первом коассе с детьми проводится ра­бота над предложением и его словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Со словом (а также со звуком речи) дети на­чинают знакомиться и раньше, еще в средней группе, при выпол­нении различных упражнений, направленных на совершенство­вание звукопроизношения, обогащение словаря и т. п.

Можно использовать стихи Е. Серовой скажи словечко» (М., 1972).

От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит (тень).

Говорю я брату: — Ох,

С неба сыплется горох!

Вот чудак, — смеется брат,-

Твой горох ведь это (град).

Эти стихи можно использовать и на специальных занятиях по ознакомлению детей со словом, и на других занятиях по раз­витию речи.

Есть волшебные слова: Скажешь слово — Слышишь два.

У меня,—промолвил дед,-Нн забот, ни горя нет. Захочу — отдохну. Есть моложе руки:


Из книги А. Шибаева «Точка, точка, запятая» (М., 1970) можно использовать стихотворения, помещенные в разделе «Волшебные слова».

уть кивну-кивну-кнвну, Мчатся внуки-внуки!

Зверек, зверек, куда бежишь? Как звать тебя, малышка? — Бегу в камыш-камыш-камыш, Я мышка-мышка-мышка.


Читая эти стихи, двойные слова нужно произносить без па­уз, несколько подчеркивая слоги, особенно ударный (ка-мыш-ка-мыш-ка-мыш, мыш-ка-мыш-ка-ныш-ка и т. п.). Прочтя сти­хотворение, воспитатель спрашивает детей, какие два похожих по звучанию слова они слышали. Можно давать и другое зада­ние—по типу «подскажи словечко». В этом случае стихотворе­ние читается не до конца:

Бегу в камыш-камыш-камыш.

Я —

Детей спрашивают, как можно закончить стихотворение, какое слово повторить несколько раз. Эти стихи полезны еще и тем, что учат вслушиваться в звучание слова.

Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи ка­кое-нибудь слово. Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое» и т. п.

Подобные упражнения способствуют тому, что дошкольники на основе остененвных определений (о них было сказано в пер­вой главе) усваивают элементарное, пока еше очень приблизи­тельное значение слова слово. Однако даже это уже облегчает воспитателю проведение словарной работы, так как упрощает «деловое общение» с детьми, повышает действенность методиче­ских приемов, позволяет более точно формулировать задания, направленные на ознакомление дошкольников с речью как язы­ковой действительностью, со словом как основной единицей речи.

Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую едини­цу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество.

Педагог говорит: Я сейчас произнесу слово, а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте: мяч... Что оз­начает это слово?» Дети отвечают: «Это игрушка»; «Мяч прыга­ет»; «Мячом дети играют» и г. п. Конечно, они не могут дать определение, которое приводится в толковых словарях («сплош­ной или полый внутри шар из упругого материала, при падении отскакивает от твердой поверхности»), но это и не нужно. Глав­ное в том, что дети понимают слово. Воспитатель специально это подчеркивает: «Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово мяч, какое значение, смысл оно имеет». Слова значит, значение, смысл интонационно выделяются.

Далее педагог произносит какое-нибудь звукосочетание (ыл. ра, рум и т. п.), спрашивает, понятно ли, что оно значит, какое имеет значение, смысл. И после ответов детей поясняет: «Это не слово, это просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл».

Ложка — это ложка. Ложкой суп едят. Кошка — это кошка. У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка. Оделся и пошел.


Затем можно прочесть детям стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

А я придумал слово. Смешное слово — плим. Я повторяю снова — Плим, плим, плим... Вот прыгает и скачет — Плим, плим, плим, И ничего не значит Плим, плим, плим.

Для чего следует знакомить дошкольников с тем, что всякое слово имеет значение, демонстрировать, наглядно показывать его осмысленность, обучать их понимать (хотя бы в самой прос­той форме) значение слов значит, значение, смысл} Это необ­ходимо не только для углубления представлений детей о слове, но и для того, чтобы воспитатель мог включать эти слова в фор­мулировки заданий при работе над смысловой стороной слова, например в упражнениях с синонимами и антонимами («Подбе­ри слова, близкие по смыслу к слову бежать. Найди, вспомни слово, противоположное по значению слову легкий»), а также с многозначными словами.

Даже элементарное понимание детьми значений слов смысл, аначение в сочетании с пониманием (тоже элементарным) того, что слова звучат похоже или по-разному, существенно расширя­ет возможности воспитателя в осуществлении задач словарной работы. Становится, например, возможным эффективно знако­мить старших дошкольников не только с синонимами и антони­мами, но и с омонимами — словами, одинаковыми по звучанию, но различными по значению (коса —коса —коса), и с парони­мами— словами, подобными по звучанию, но не тождественны­ми по значению (зубатый — зубастый, понятный — понятливый).

Задания на словообразование (заяц — зайчик — зайчонок — зайчишка, бежать убежать — прибежать — добежать, помо­гать— помощник и т. п.), имея главной целью обогащение и ак­тивизацию словаря, также способствуют уяснению детьми зна­чения слова слово.


161


160


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Подготовка детей к обучению грамоте

Автор: Храменок Татьяна Николаевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок подготовки к обучению грамоте в подготовительном классе VII вида "Знакомство с буквой Т,т  и звуками [т] и [т'] "
    ["seo_title"] => string(118) "urok-podghotovki-k-obuchieniiu-ghramotie-v-podghotovitiel-nom-klassie-vii-vida-znakomstvo-s-bukvoi-t-t-i-zvukami-t-i-t"
    ["file_id"] => string(6) "117167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412705139"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "НОД по подготовке к обучению грамоте Звук [ш], буква Ш"
    ["seo_title"] => string(60) "nod_po_podghotovkie_k_obuchieniiu_ghramotie_zvuk_sh_bukva_sh"
    ["file_id"] => string(6) "445605"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513794375"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Использование игровых приемов при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи"
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-ighrovykh-priiemov-pri-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie-dietiei-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "263647"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449581995"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_neposredstvennoi_obrazovatelnoi_deiatelnosti_po_podgoto"
    ["file_id"] => string(6) "537329"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579971980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства