1. Ситуация, создающая мотивацию к деятельности. 5 мин. 2. Расширение представлений по теме. 5 мин. 3. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) 5 мин. 4. Тренировочные задания. 7-8 мин. Динамическая пауза 5. Итог занятия 2 мин. | Актуализация имеющихся у детей знаний. Введение новых знаний - «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия. Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков); Выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового анализа); Сопоставление данного звука с другими, близкими по артикуляционным и акустическим признакам. Усвоение (закрепление) определенного объема знаний - определение положения звука в слове, заполнение схемы слова. Совершенствование фонетико-фонематических процессов в разных видах дидактических игр: - Выявление звука в составе слова. - Изменение слов путём замены одних звуков (слогов) другими. - Изменение формы слов. - Знакомство с буквой и её соотнесение с соответствующим ей звуком. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и навыков, подготовка руки к письму. Закрепление изученного материала, развитие речемыслительной деятельности (анализ изученного, осознание собственной позиции по отношению к происходящему на занятии, умение делать выводы). | – Вспомните, ребята, с какими звуками познакомились наши герои в парке, на карусели? - Чем отличаются звуки [C] и [С’] - Какой буквой они обозначаются? - Чем буквы отличаются от звуков? -Хотите узнать, что приключилось с игрушками дальше? 1) История про Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову. - Посмотрите, картинка, где изображено, как цокает лошадка Царица, обозначает звук [Ц]. - Как движется язык во время произнесения этого звука? - Есть ли преграда для воздуха? - А какие звуки встречают преграду? ( Согласные) - Значит звук[Ц] какой? - Найдите на картинке звуковичка, давайте узнаем, какой он? - Почему он надел такую шляпку? - В каких он башмачках? - Значит, что мы можем сказать о звуке [Ц ]. Какой он Ира? Даня? Все вместе. - Давайте поиграем. Я приготовила для вас много картинок, но надо выбрать только те, в которых есть звук [Ц]. У нас будет две команды. (работа группами). - Какое место занимает звук [Ц] в этих словах? - А у вас? ( молодцы, садитесь). - Посмотрите на картинки у вас в тетради. Помогая друг другу, найдите только те слова в которых звук [Ц] находится в конце и заполните соответствующие схемы к словам. -Каким карандашом вы будете работать? - Какое слово вы выбрали? Ещё какое? Кто согласен с этой парой? Все ли мы слова выбрали? У кого по-другому? Выявление звука [Ц] в составе слова. 1)Работа с рисунком (с.30) - Ребята, вы помните, что в цирке появились детёныши, куда они ходят пока их мамы выступают в цирке? - Назовите детенышей циркового детского сада. -А теперь назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком [Ц]. - Кто мама у львенка? - В этом слове есть звук [Ц]? - Нарисуйте синий кружок, рядом со львенком. - Молодцы, все справились и лошадка приглашает нас поиграть. Выходите в круг. Проведение физкультминутки: Лошадка. Цок, цок, цок, цок, Я – лошадка, серый бок! Я копытами стучу, Если хочешь – прокачу. Мы поскачем по дорогам То аллюром, то галопом, Попасемся на лугу, Отдохнем на берегу. 3) Изменение формы слов ( игра с мячом). - Измените слово так, чтобы в нем появился звук [Ц]: а) учитель (учительница), воспитатель, художник, мастер, танцор, ученик, дрессировщик, проводник, читатель, писатель, именинник; б) плавает (пловец), поет (певец), кует; хитрый, мудрый, умелый, удалой, глупый, молодой. 5) Знакомство с буквой Ц (рис. На с.31) - Ребята, а кто знает букву, которая обозначает звук [Ц]? - На какие буквы похожа Ц и чем от них отличается? - Это буква «Цэ». Какой звук она обозначает? - Как вы заштрихуете эту букву? Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву Ц: - Подойди, цыпленок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок, Подарю тебе цветок. (Г. Сапгир) - Превратите эту букву Ц в цаплю. - Прочитайте слоги. - Чтение слогов*. Что узнали о звуке? Какой буквой он обозначается и чем от неё отличается? - Назовите слова со звуком [Ц]. -Вам понравилось играть со звуком и словами? Поиграйте в похожие игры с вашими друзьями или родителями | Участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное.Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Анализируют характеристику звука (он толкается в зубы;мы сомкнули зубы и язычком как-будто выталкиваем воздух; согласный, глухой, твердый), выполняют действия с картинками, объясняя свой выбор (работа группами). Играют со звуками и слогами по знакомым правилам.Работают парами. Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу, с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно дети рисуют кружки рядом с ягненком, медвежонком, тигренком и цыпленком. Участвуют в игре. Дети поочередно топают ногами (руки на поясе), потом бегут по кругу приставными шагами.Затем останавливаются, делают наклоны вперед, как бы пасутся, в конце садятся на корточки, отдыхая. Играют со звуками и слогами по новым правилам. Проговаривают, что делали и чему научились. | Прием « яркое пятно».Используется подводящий диалог. Беседа, упражнения. Три типа наглядности: - Цветовая символика. - Звуковые человечки. - Звуковые карточки. Картинки на звук [Ц] в словах. Игровой прием. Работа группами, соревновательный момент. Работа в тетрадях выполнение практических работ, парная форма организации деятельности. Использование ИКТ, фронтальная, индивидуальная работа. Игровой прием. Речевые игры, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией, выполнение творческих работ в тетрадях, фантазирование. Беседа, обсуждение. | Цепочкой вопросов воспитатель подводит детей к открытию новых знаний. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления о звуке. Овладение определенным объемом практических навыков и умений. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Овладение определенным объемом практических навыков и умений, способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. Опыт связной и диалогической речи, навыки работы в коллективе. |