Использование игровых приемов при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи
Использование игровых приемов при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи
Особое место дидактическая игра и игровые приемы занимают в подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи. Весь процесс коррекционно-развивающей работы стараюсь строить на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых приемов при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи»
Использование игровых приемов при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи
Особое место дидактическая игра и игровые приемы занимают в подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи. Весь процесс коррекционно-развивающей работы стараюсь строить на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.
План работы над звуком и буквой
Выделение звука из ярда слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Придумывание слов на заданный звук.
Уточнение артикуляции и характеристика звука.
Знакомство с буквой.
Из каких элементов буква состоит.
На что похожа буква.
Узнавание заданной буквы среди других букв.
Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
Игра «Необычные цветы».
Цель: Найти заданный звук в слове.
Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.
Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э, «И» - И, в «П» - П
Очень нравится детям игра «Живые буквы».
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!
Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».
Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.
Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова» и т. д.
В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.
А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.
Найди место звука в слове
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игровое упражнение «Слово рассыпалось».
Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.
Игровое упражнение «Рыболов».
Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.
Рыболов
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.
Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.
Сложи буквы
Цель: закрепление начертания букв.
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Ход игры: логопед предлагает детям достать из конверта элементы букв, называет букву, дети конструируют. Для конструирования букв можно использовать спички или счетные палочки, шнурки.
Читающие пальчики
Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы, вырезанные из разного материала.
Оборудование: карточки с буквами. Буквы вырезаны из наждачной, бархатной бумаги, из разной плотной ткани, выложены крупой, спичками.
Ход игры: перед детьми стоят небольшие экраны, логопед просит обвести букву за экраном (левой рукой ребенок держит карточку, а правой «исследует» букву – ведет по контуру, останавливаясь на углах, поворотах). Если ребенок правильно назвал букву, можно заглянуть за экран. На карточках могут быть написаны слоги или короткие слова.
На катке
Цель: закрепление начертания бук, развитие зрительного внимания, зрительного восприятия.
Оборудование: панно «На катке» разделено на 4 квадрата, на каждом квадрате методом безотрывного письма написаны по 4 печатные буквы.
Ход игры: Маша и Ваня пришли на каток и решили коньками написать буквы, которые они уже знают. Какие буквы написала Маша? Ребенок пальцем ведет по дорожке и называет буквы.
Знакомимся с буквой
Цель: закрепление начертания бук, развитие зрительного внимания, зрительного восприятия.
Оборудование: Буквы, сшитые из фетра, атрибуты одежды букв.
Ход игры: Ребенок знакомится с буквой, трогает ее, определяет какой звук обозначается буквой и наряжает в соответствующую одежду (гласную – в красную, согласную – в синюю или зеленую одежду).
Составь букву
Цель: закрепление начертания бук, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
Оборудование: закрепленные бусины.
Ход игры: Ребенку предлагается выбрать нужный фон, составить букву из бусин.
Помоги найти букву
Цель: закрепление начертания бук, зрительного восприятия, развитие зрительного внимания.
Оборудование: буквы, картинки предметов для закрытия букв.
Ход игры: Ребенку предлагается отгадать какая буква спряталась за паутинкой, снежинкой, листиком.
Птички
Цель: закрепление начертания бук, профилактика оптической дисграфии, развитие зрительного восприятия.
Оборудование: буквы с птичками.
Ход игры: Ребенку предлагается сказать какая буква правильно летит.