План саморазвития педагога на основе реестра затруднений по итогам образовательных достижений учащихся Лебедева Татьяна Александровна МБОУ СОШ №9 г. Ноябрьск
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить». А. Дистерверг
Актуальность темы обусловлена итогами мониторинга образовательных достижений, которые выявили затруднения в образовательном процессе.
Реестр затруднений учителя на основе затруднений учащихся по математике, русскому языку, чтению ( художественный текст и научно - популярный текст) по итогам мониторинга образовательных достижений на конец 2013/ 2014 учебного года
Математика
Работа с текстовыми задачами
Анализировать условие задачи, записывать её решение (2 действия) и ответ.
Использование различных методических подходов к решению задач (решение по видам или переход от словесной модели к модели схематической и математической).
Б
Подбор заданий для обеспечения решаемости текстовых задач базового и повышенного уровня сложности.
Находить два способа решения текстовой задачи (2 действия).
П
Блок содержания
Затруднения учащихся
Затруднения педагогов
Тип зада
ния
Русский язык
Состав слова (морфемика)
Различать корень как главную (обязательную) часть слова и приставку, суффикс, окончание. Различать окончание как часть слова, изменяющую форму слова, и приставку, суффикс как части слова, образующие новые слова.
Отбор и использование приемов обучения , упражнений, способствующих формированию словоразличения и словоформ; приемов по формированию способов вычленения морфем. Использование методики моделирования и конструирования морфемной структуры слова.
П
Блок содержания
Затруднения учащихся
Затруднения педагогов
Тип зада
ния
Чтение( работа с художественным текстом и научно - познавательным )
Блок содержания
Затруднения учащихся
Умение понять общий смысл текста, определить основные черты характера героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, определить основную мысль текста
Затруднения педагогов
Умение определять авторский замысел, понять общий смысл. Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщить полученную информацию.
Тип зада
Методика анализа художественного текста (стилистический, проблемный, анализ развития действий, анализ художественных образов, стилистический анализ).
ния
Развитие всех видов речевой деятельности
П
(чтение, слушание, говорение, письмо).
Цель:
повышение теоретического, научно- методического уровня, профессионального мастерства.
Задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме саморазвития в связи с реестром затруднений; - изучить передовой опыт педагогов; - овладеть технологиями деятельностного типа путем внедрения их в образовательный процесс, которые позволят откорректировать умения достижений планируемых результатов; - обобщить опыт педагогической работы по теме саморазвития.
Основные этапы работы над темой
Теоретическое исследование проблемы.
Практическая работа по теме.
Подведение итогов (систематизация, обобщение и представление опыта)
Первый этап – теоретическое исследование
Исследовать:
- новинки методической литературы с целью определения наиболее эффективных методов, приемов работы для преодоления затруднений, представленных в реестре;
- другие подходы к обучению решения текстовых задач, предложенные авторами других учебно- методических комплектов Истоминой И.Б., Рудницкой В.Н., Петерсон Л.Г.;
- методические приемы деятельностного типа по теме «Состав слова»;
- технологию моделирования на уроках литературного чтения Ефросининой Л.А.
Изучать: - новые контрольно – измерительные материалы авторов: Кочуровой Е.Э., Рыдзе О.А. (по математике), Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. (по русскому языку), Хомяковой И.С., Обуховой О.Л.( по литературному чтению) для коррекции и оценки достигнутых результатов; - систематически периодическую печать по педагогической проблематике: журнал «Начальная школа», ««Начальная школа плюс - минус», «Начальное образование», материалы сайта газеты «1 сентября» и педагогических сообществ; - дистанционное посещение вебинаров, конференций, мастер – классов на портале для учителей ЗАУЧ. ИНФО.
Второй этап – практическая работа по теме.
- Использование технологии «Формирование типа правильной читательской деятельности» авторов Е.В.Бунеевой, О.В. Чиндиловой на материале учебных текстов по программе «Школа России».
- Использование метода моделирования.
- Введение другого подхода в обучение решения задач от словесной модели к схематической на основе методики Истоминой Н.Б..
- Использование методики моделирования и конструирования морфемной структуры слова по русскому языку при изучении состава слова.
Третий этап – подведение итогов
Обобщение опыта работы:
- на заседании школьного методического объединения по теме «Развитие познавательных УУД на уроках математики через решение текстовых задач на основе реестра затруднений»;
- представление на сайте «Сетевое сообщество учителей начальной школы»;
- публикация разработок уроков по литературному чтению на федеральных образовательных сайтах.
читать
изучать
апробировать
анализировать
наблюдать
писать
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
В.А. Сухомлинский