Педагогическое сопровождение как фактор успешности
Педагогическое сопровождение как фактор успешности
В данной статье рассматриваются пути преодоления школьной неуспешности, рассматриваются методы и формы организации обучения, пути формирования знаний, которые бы реально учитывали возможности учащихся детей с ОВЗ.
Особое внимание автор обращает на систему педагогического сопровождения, выбранную школой, условия для успешного обучения младшего школьника и адаптацию учащихся к жизни в обществе.
Учитель, используя элементы технологии С.Н. Лысенковой (приёмы на основе эффективности управления и организации учебного процесса), методику Г. А. Бакулиной (поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений) рассказывает о повышении интеллектуального уровня учащихся, качества освоения учебного материала, совершенствовании орфографической грамотности, развитии устной речи школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение как фактор успешности »
Педагогическое сопровождение как фактор успешности
младших школьников c ограниченными возможностями здоровья
(статья Мальцева Г. И.)
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема преодоления школьной неуспешности. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых путей формирования знаний, которые бы реально учитывали возможности учащихся. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с введением ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
МБОУ СОШ №4 г. Нижнего Тагила более 20 лет создаёт условия для успешного обучения детей с ЗПР, а в дальнейшем – и социальной адаптации.
С первого дня пребывания ученика в школе ребёнок наблюдается учителем, психологом и логопедом с целью уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения. Родителям школьника, испытывающего трудности в освоении образовательной программы, предлагается пройти обследование ПМПК.
Приступая к работе в классе СКО для детей с ЗПР, изучила результаты обследования учащихся ПМПК, данные рекомендации, получила рекомендации школьного психолога и логопеда. Почти у всех ребят наблюдается недоразвитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления и познавательного интереса. Был составлен индивидуальный маршрут сопровождения каждого ребенка, а так же определены наиболее эффективные методы и приемы организации образовательного процесса.
Работа по созданию условий для дальнейшего успешного обучения и развития детей мною направлена на:
- рост учебной мотивации с учётом особенностей учащихся;
- обеспечения обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной адаптации;
-создание здоровьесберегающей среды.
Ученику тогда все понятно, когда интересно. Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать всё обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Интерес к уроку формирую у ребенка через самостоятельность и активность, разнообразие методов обучения, новизну материала, создание проблемной ситуации, эмоциональную окраску урока, дифференцированный подход на уроке и дома.
В практике мною используются игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения, что позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению учебных дисциплин. Занимательность дидактической игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, активизирует все процессы и функции ребёнка.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику.
Ребенок, имея мотивацию к учению, начинает замечать свои успехи, радоваться им, ждет похвалы, получает удовольствие от выполненной работы. Для этого отбираю те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо, но при этом и не слишком лёгкие, такие, которые требуют от ученика определённых усилий по преодолению трудностей, иначе они вызовут скуку и их выполнение может отразиться на повышении самооценки ребёнка.
Стимулируется и стремление к успешности многообразием приёмов занимательности: иллюстрацией, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями. Использую в своей работе приемы сказкотерапии, ассоциации и сравнения, арт-терапии, образного представления.
Для развития интереса, ведущему к успешности, использую различные формы и приёмы: групповые, работа в парах, индивидуальные занятия.
Для активизации работы на уроках создан банк разноуровневых заданий, карточек по развитию речи, кроссворды, загадки, пословицы, поговорки.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными. Они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер используется мной на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Технология в переводе с греческого – искусство. Что касается педагогической технологии, то здесь перед учителем имеется широкий выбор деятельности и применения ее на практике. Мною более тридцати лет используются приёмы на основе эффективности управления и организации учебного процесса - это технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Применение элементов методики позволяет каждому моему ученику быть успешным.
Уже много лет в своей работе использую методику Г. А. Бакулиной. В соответствии с ней мой ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Следуя за учителем, выполняя мои методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес моих учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом. Опыт применения этой методики показал, что она существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.
Особое место уделяю развитию связной речи. Для успешности ребёнка на уроках учу последовательно, чётко и непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Это находит своё выражение в том, что мой ученик, видя конечную цель, может составить алгоритм, в результате выполнения которого цель будет достигнута и ребёнок будет успешен.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации учебной деятельности учащихся. Мною создаются условия, позволяющие ученикам большую часть времени работать самим (разделяю ответственность в обучении) и быть активными:
- работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую;
-использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нём;
-физкультминутки;
-зарядка для глаз;
-динамические паузы;
-чередование индивидуально-групповых занятий со школьными специалистами и внеурочной деятельностью.
У выпускников начальных классов отмечена положительная мотивация к учению. Мониторинг уровня обученности по русскому языку и математике показал положительную динамику. Произошли позитивные изменения по всем показателям с тенденцией повышения от низкого к среднему и повышенному.
Полученные результаты показали, что используемые технологии, методы и приёмы эффективны и положительно влияют на уровень образованности учащихся.
Учитель и родители отмечают любые достижения ребёнка. У каждого учащегося создан портфолио. В нём хранятся грамоты, рисунки, сочинения, фотографии и лучшие работы. Любая победа ребёнка не остаётся не замеченной - она обязательно отмечается в классном коллективе, школе.
В своей работе большое внимание уделяю сотрудничеству с семьёй. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребёнка всех остальных социальных факторов. Поэтому работу в этом направлении я считаю очень важной. Учитывая социокультурный уровень родителей, личную специфику, строю взаимоотношения между школой, классом и семьёй. В своей работе использую различные способы взаимодействия: консультации, индивидуальные разъяснительные беседы. В содружестве с родителями в классе проводятся праздники, показательные уроки и занятия, оформляются тематические стенды.
Мои ученики принимают активное участие во внеурочной деятельности: в школьных конкурсах стихов и олимпиадах по русскому языку и математике, городских выставках технического моделирования и декоративно-прикладного искусства. Дети участвуют в международных конкурсах-играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», в международном природоведческом конкурсе «Гелиантус» и краеведческой игре «Я-тагильчанин», в акциях «Визиты внимания», «День добрых дел», «Кормушка», «Никто не забыт, ни что не забыто», «Милосердие», «Память», «Веселый трамвайчик» и мероприятиях школы, района, города.
Интерес учителя к своему предмету оказывает больше влияние на то, как учатся ученики. Знание и интерес обеспечивает педагогу свободу владения учебным материалом, дает возможность «увидеть» его глазами ребенка и, зная индивидуальные особенности каждого ученика, выбрать способ изложения, организации межпредметных связей, опоры на личный опыт, подобрать задания, формы контроля.
Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого (В. Даль). Система педагогического сопровождения, выбранная школой, создаёт условия для успешного обучения младшего школьника и адаптирует его к жизни в обществе.