Коррекционно- развивающее сопровождение – как фактор успешной социализации обучающихся на уроках математики.
Коррекционно- развивающее сопровождение – как фактор успешной социализации обучающихся на уроках математики.
Сущность педагогического процесса с детьми с ОВЗ состоит в целенаправленной и организованно-подчиняющейся определённым закономерностям совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которой решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно- развивающее сопровождение – как фактор успешной социализации обучающихся на уроках математики.»
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
Коррекционно- развивающее сопровождение – как фактор успешной социализации обучающихся на уроках математики.
(Из опыта работы)
Учитель математики: Скопкарева М.Н.
Сущность педагогического процесса с детьми с ОВЗ состоит в целенаправленной и организованно-подчиняющейся определённым закономерностям совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которой решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока. Полноценная речь ребенка- это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге- способ достижения лучшей социальной адаптации. Зная, что развитие навыка слухового восприятия очень длительный и сложный психический процесс, включающий в работу множество мозговых структур и зависящий от типа мышления, памяти, внимания и индивидуально-личностных особенностей каждого человека, мы говорим о том, что имеются огромные трудности восприятия, развития и воспроизведения устной речи у лиц с нарушением слуховой функции. Всем известно, что при любой потере слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Существуют специальные эффективные методики обучения неслышащих, это
- формирование словесной речи обучающихся с нарушением слуха как средства общения;
- развитие и использование слухового восприятия;
- обучение чтению с губ и произношению, на основе которых, в условиях коррекционных школ дети с нарушением слуха овладевают необходимым объёмом программного материала по математике.
Опыт работы с глухими и слабослышащими детьми показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения. Главной причиной является невозможность у них самостоятельного возникновения словесной речи. Необходимо искусственное её формирование, что, конечно, не обеспечивает того речевого богатства, которым владеют слышащие школьники. Недоразвитость языка словесной речи затрудняет расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения на уроках математики. Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими и слабослышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний. На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков обучающихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. Своеобразие усвоения глухими школьниками математических понятий должно учитываться в работе над речевым материалом, специфичным для курса математики. Дети овладевают словарем и грамматическим строем в процессе овладения речью как средством общения. Новые слова сообщаются учителем в процессе работы и много раз повторяются детьми. (Учитель просит каждого ученика повторить). Овладение словарем и грамматическим строем происходит одновременно. На уроках математики ведется работа, направленная на овладение математической терминологией в четком соответствии с нормами орфоэпии и грамматики русского языка, что способствует расширению лексического запаса неслышащих школьников. Специальной лексикой, а именно словами и словосочетаниями собственно математического характера, обучающиеся овладевают в процессе формирования математических понятий на уроке. При объяснении и уточнении значений новых слов используются различные виды работ (способы семантизации):
1. Замена слова другим словом или словосочетанием.
2. Демонстрация и выполнение практического математического действия.
3. Показ предмета или картинки.
4. Использование учебника, словаря и т.д.
Готовясь к каждому уроку, я стараюсь преподнести учебный материал так, чтобы было понятно, ведь ученик воспринимает его только тогда, когда он в состоянии соотнести полученные знания с собственной системой общих понятий, таких как – движение, количество, пространство, время, причина, следствие. Поэтому словарную работу я провожу на каждом этапе урока. Начинаю с организационного момента (начало урока). Дети называют какой урок, число, месяц, день недели, что позволяет им более уверенно использовать временные понятия.Обязательной частью урока является проведение речевой зарядки. Она направлена на закрепление произносительных навыков, развитие устной речи и автоматизацию звуков, что особенно важно детям с нарушением слуха. Речевая зарядка проводится в начале урока и является неотъемлемой его частью. Речевая зарядка направлена на закрепление произносительных навыков, развитие устной речи и автоматизацию звуков. При проведении речевой зарядки целевые установки предъявляются учителем за экраном. (Будем говорить хорошо, следить за своей речью и т.д). Речевой материал сначала предъявляет учитель с соблюдением всех норм произношения, затем обучающиеся повторяют хором и индивидуально. При этом педагог старается опросить каждого ученика и добивается правильного произношения слова, словосочетания. Для неслашащих детей речевые единицы предъявляются на слухо-зрительной основе, для слабослышащих- за экраном. Слабослышащие дети сидят с левой стороны класса, а глухие-справа так, чтобы учителю было удобно работать с экраном. Речевой материал подбирается в соответствии с темой урока
Речевая зарядка способствует формированию осмысленного восприятия теоретического программного материала: математических понятий, определений, правил, что облегчает процесс познания предмета математики, развития математической речи и логического мышления. При обучении детей с нарушением слуха необходимым компонентом занятий является словарная работа, т. е. работа по обогащению и развитию речи неслышащих школьников. Поэтому весь учебный процесс имеет главную цель: создать на уроке все условия для овладения неслышащим ребёнком математического словаря, способствующего усвоению всего курса математики. Усвоение математических знаний зависит от овладения обучающимися специфическим речевым текстом, который находится в прямой зависимости от уровня развития словесной речи учеников.
Н-р: Прочитайте: Сократите дробь, числитель, общий знаменатель, дополнительный множитель, точка А принадлежит прямой в. Использую задания занимательного характера, задания приближенные к жизненным ситуациям, дидактические игры, математические кроссворды и другие.
При изучении новой темы наши обучающиеся, в силу неумения мыслить обратимо, с большим трудом связывают взаимообратные понятия, и, усвоив одно из них, могут не иметь представления о другом, обратном. Например: много - мало, вверх-вниз и так далее, не связывая их в пары, воспринимают их обособленно, затрудняются в сравнении чисел, установлении порядка при изучении натурального ряда чисел. Для того чтобы детям был более доступен новый материал, и учитывая, что у них преобладает предметно-образное мышление широко использую различного рода наглядности, пособия, таблицы, плакаты, раздаточный материал. Веду работу не только над смысловым понятием нового математического термина, но и правильного его произношения, так как некоторые из них вызывают затруднения в речи. Для этого применяю такие упражнения как послоговое прочтение нового определения или слова (например: пер-пен-ди-ку-ляр, тран-спор-тир), склонение слова по падежам (например: просклоняйте слово «ломаная»), многократное повторение слова до правильного его произношения. Дети очень удивляются: причем здесь русский язык, но видят, межпредметную связь. Особенно трудно бывает при изучении обыкновенных дробей, когда надо знать склонение числительных. Один из наиболее эффективных методов, который я использую на уроках математики, является метод комментирования, он способствует формированию словесной речи у детей с нарушением слуха.
Работа по формированию и развитию речи на уроках ведется в двух направлениях: по обогащению словарного запаса вообще и по развитию и закреплению математической фразеологии.
При решении примеров и задач я требую от учащихся устных объяснений решения примеров. Такой подход содействует не только развитию речи, но и, в значительной мере, препятствует возникновению формальных знаний, повышает уровень преподавания математики
.Например, при изучении темы «Сложение дробей с разними знаменателями», требую от детей проговаривания их действий.
- Вика, что будешь делать?
-Я буду находить общий знаменатель;
-Я буду находить дополнительный множитель и т.д.
1)Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички-карточки с этими словами, обращая внимание обучюащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании. Например: а) прочитай слова, соблюдая ударение ( транспортир, развернутый угол, принадлежит и т.д.); б)прочитай выражение, используя математические термины в) прочитай выражение разными способами и т.д.
Если ученик употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить каждого из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины. Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения владеть им в различных ситуациях. В связи с этим формирование и расширение активного словаря является одной из главных задач в коррекционной школе.
2).Словарная работа с математическими терминами- это понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умения составлять связное высказывание. В связи с тем, что у обучающихся с нарушением слуха наблюдаются серьезные недостатки в лексике (ограниченность и бедность словарного запаса, неправильное понимание и неточное использование слов), особое внимание уделяется словарной работе.
а) упражнения на объяснение значений математических терминов: б) упражнения на правильное написание терминов: - запиши слова, вставив пропущенные буквы: н..рав…нство, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, к..личество,ра..ность; - исправить ошибку в записи слов: « слажить», «дилить», «вычеслить», знаминатель, числитиль
Работать над коррекцией и развитием речи обучающихся следует в системе, только при этом условии удается сформировать у них соответствующие умения. Развитие математической речи будет происходить эффективно при определенной последовательности педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократного восприятия, многократного воспроизведения, самостоятельного использования усвоенного материала в речевых ситуациях. Этот принцип требует от педагога коррекции речи, т.е, исправления ошибок при звукопроизношении речевых единиц, при составлении речевой конструкции. Учитель на уроке следит за тем, чтобы ученик выбрал нужное слово для выражения своих мыслей (для этого даются опорные слова). Весь урок сопровождает работа со словарем (математические термины). Эти слова написаны на плакате. Если ребенок затрудняется в ответе, он знает, где его можно найти). У каждого ученика имеется словарь, куда записывают правила, алгоритм, определения, формулы. Например, при изучении темы «Сложение дробей с разными знаменателями» в 6 классе. Задаю вопросы:
б) как называется число в дроби над чертой, под чертой? (числитель, знаменатель) и т.д.
Например, при изучении темы «Геометрические понятия» в 7 классе при ответе на вопросы:
- Назовите основные понятия геометрии;
- Угол, равный 180 , называется…;
- Прочитайте А…(принадлежит) в, угол АОВ;
- Чем измеряют углы?
- В чем измеряются углы? и т.д,
При этом на доске записан математический словарь, которым дети умело пользуются при своих ответах на вопросы учителя.
Математический словарь для данных вопросов:
Принадлежит. Прямая, точка. Развернутый угол. Транспортир. Углы измеряют в градусах
Особую трудность для наших школьников составляют вычленение сушественных признаков в словесном тексте, так как нет специальных учебников. При этом приходится подвергать тексты учебников значительной адаптации и сокращению и давать материал в кратком устном или письменном изложении, сопровождая схемами, рисунками и жизненными ситуациями. Таким образом, содержание материала приходится подвергать определенной переработке.
Итак, формирование словесной речи является одной из главнейших задач всех уроков в коррекционной школе. Ведение систематической работы над словесной речью на уроках математики не означает, что выполнение всех заданий обучающиеся должны сопровождать речью. Словесные комментарии предусматриваются при проведении устного счета, когда отдельные ученики рассказывают способ решения у доски или с места. С введением задач нужно учить умению рассказать план или способ решения, иными словами, речь должна предвосхищать выполняемые действия. Речевой материал, новые термины, некоторые дети не могут правильно произносить, я обращаюсь к слуховикам, работающим в классах, где я преподаю математику (В,Л и Н.В), они мне очень помогают. Я вижу, что ребенок старается произнести это новое слово отчетливо. Описанные выше приемы содействуют речевому развитию обучающихся и усвоению математики только в том случае, если работа ведется систематически. Опыт применения описанных методических приемов развития словесной речи глухих и слабослышащих детей на уроках математики показал, что в тех классах начальной школы, где учителя работали над словесной речью, пользуясь ими, доказала высокая эффективность усвоения учебного материала как со стороны лексики и фразеологии, так и в овладении спецификой математических знаний. Математика в определенном смысле общезначима, она является универсальным инструментом исследования и познания для ребенка с нарушениямислуха. Только комплексное коррекционно- развивающее сопровождение всей команды педагогов способствует фактору успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Колупаева А. А. Дети с особыми потребностями в общеобразовательном пространстве: начальное звено. Путеводитель для педагогов: Учебно-методическое пособие // А. А. Колупаева, А. М. Таранченко. — Киев, 2010–96 с. — (Серия «Инклюзивное образование»)
2. Колупаева А. А. Инклюзивное образование: реалии и перспективы: Монография // А. А. Колупаева. — К.: «Саммит — Книга», 2009–272 с.: — (Серия «Инклюзивное образование»)
3. Королева И.В., П. Янн. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей, педагогов и врачей. Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2011 год.
4. Королева И.В. В моем классе учиться ребенок с кохлеарным имплантом: пособие для учителя. Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2014 год.
5. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. М.: Издательский центр «Академия», 2011 год.
6. Кузнецова-Моренко И. Б. Слабослышащие и глухие дети в общеобразовательной школе .
7. Лорман Т. Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в классе: практ. пособие. // Тим Лорман, Джоан Деппелер, Дэвид Харви; пер. с англ. — К.: СПД Парашин И. С., 2010–296 с.
8. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
9. Семенов С. А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 285-287.
10. Соловьева Т. А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. – 2005. - №5